Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Особенности философского знания

Прежде чем говорить о философских взглядах, необходимо разобраться, что такое философия. В переводе с древнегреческого «философия» – это любовь к мудрости. На первый взгляд, ее положение в системе знаний определяется очень просто – это одна из наук. Казалось бы, для этого есть все формальные признаки. Во-первых, философия стоит в учебном плане в высших учебных заведениях. Что может изучаться в них, как не наука? Во-вторых, издаются монографии, специальные научные журналы по философии, публиковаться в которых очень престижно. Присуждаются ученые степени по философии: есть кандидаты философских наук, есть доктора философских наук. Казалось бы, все формальные атрибуты науки налицо, но тем не менее даже носители вот этой формальной атрибутики, то есть кандидаты и доктора философских наук, вам скажут, что философия – это не наука. Это нечто большее. Считается, что философия – особая форма мировоззрения.

Возникает вопрос: а что такое мировоззрение? Мировоззрение представляет собой образ мира, формируемый субъектом познания и практики.  Субъектом познания и практики является индивид, социальная группа или все общество в целом. Обратите внимание на формулировку: мировоззрение – это образ мира. С одной стороны, это определение подчеркивает, что мировоззрение – это не набор каких-то разрозненных представлений о мире, а целостная картина мира, т. е. система взглядов о мире. С другой стороны, если мы говорим «образ», то это уже предполагает, что образ – это не зеркальное отражение мира. Образ может быть искаженным, не совпадающим с реальностью, индивидуальным, может отличаться от общепринятого. Например, когда группа туристов посещает какую-либо страну, то у всех членов экскурсионной группы формируется в сознании образ этой страны, т. е. система многоаспектных представлений, оценок, суждений о самых различных сторонах жизни этого государства. Образ, который сформировался в сознании одного человека, может кардинально отличаться от образа, сложившегося в сознании другого экскурсанта.

Почему это происходит? Потому что структура мировоззрения сложная и включает целый ряд элементов.

Основой мировоззрения являются знания . Причем здесь имеются в виду не только знания, которые человек получает при организованном обучении, например в школе. Обладал ли крепостной крестьянин в XIX в., который никогда не учился, какими-либо знаниями? Конечно, обладал. Человек черпает знания из окружающего мира, в настоящее время у каждого человека есть как научные знания, так и бытовые. Знания составляют основу мировоззрения. Во многом его содержание зависит от того, какими знаниями человек обладает. Поэтому мировоззрение крестьянина, жившего в XIX в., отличается от мировоззрения современных людей, т. к. кардинально изменились представления об окружающем мире. И в современные дни мировоззрение одного человека может существенно отличаться от мировоззрения другого в силу разного багажа знания. Современный молодой человек (даже не очень образованный) может иметь более богатые представления о зарубежных странах, чем его пожилой сосед по лестничной площадке с двумя высшими образованиями, т. к., в силу различных обстоятельств, молодой человек мог неоднократно бывать за границей, а его сосед ни разу не выезжал за рубеж. Поэтому в мировоззрении этих двух людей образ заграницы будет разным.

Мировоззрение не отображает окружающий мир как в зеркале. Мировоззрение одного человека отличается от мировоззрения другого, даже если они имеют схожий багаж знаний. Мировоззрение одной социальной группы может отличаться от мировоззрения другой социальной группы. Это происходит не только из-за разного багажа знаний, но еще и из-за целого ряда элементов, входящих в структуру мировоззрения. Одним из таких обязательных элементов являются идеалы. Идеал – мысленный образ чего-то совершенного . Мы можем говорить об идеале будущего супруга, идеале студента, идеале власти, правительства, и у каждого времени идеалы свои. Являясь элементом мировоззрения, идеалы очень сильно влияют на восприятие окружающего мира. Индивид, социальная группа, общество в целом воспринимает окружающий мир в зависимости от наличия тех или иных идеалов. Можно выделить два уровня формирования идеала: общественный и индивидуальный. Общественный уровень – это идеалы, преобладающие в обществе, индивидуальный – сформированный в сознании индивида. На индивидуальном уровне идеал чего-либо может совпадать, или наоборот, отличаться от общественного. В обществе принято считать идеальным вуз, в котором предъявляются высокие требования к знаниям студента, все занятия проводятся в полном объеме. Многие студенты также считают, что это должно быть обязательной чертой идеального вуза, и стремятся учиться именно там. Однако у отдельных индивидов, решивших обзавестись дипломом о высшем образовании, представления об идеальном вузе могут быть совсем иные: они лучшим считают вуз, где нет никакого спроса со студентов, а лекции под благовидным предлогом постоянно отменяются или заканчиваются раньше положенного времени.

Еще одной важной составляющей мировоззрения является вера. Вера – это психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действительно существующей.  Обратите внимание, понятие «вера» вам предлагается в самой широкой трактовке. К сожалению, сейчас в обществе некоторые понятия очень сужаются. Вера, духовность воспринимаются только в одном смысле: религия, вера в Бога. В действительности понятие «вера» очень широкое и распространяется на все сферы человеческой деятельности. Можно верить в успешный итог сессии, победу любимой спортивной команды. Традиционно выделяют веру рациональную, то есть веру, основанную на каких-либо знаниях, фактах, и иррациональную, ни на чем не основанную. Примером рациональной веры может быть вера студента в то, что он успешно сдаст философию в сессию, если будет усердно заниматься; или вера спортсмена, что он обязательно победит на соревнованиях. Для этой веры есть определенные основания: спортсмен, как правило, хорошо представляет свое место среди своих соперников. Не всегда ожидания оправдываются. История спорта знает много примеров, когда самый сильный спортсмен оказывался вторым или даже третьим. Однако до начала соревнований спортсмен верит в свою победу, и у него есть для этого основания: его прежние победы, отношение к тренировкам, состояние физической формы. Иррациональная вера не основывается ни на каких фактах. Человек просто верит. Например, верит в прилет инопланетян, наступление конца света. Религиозная вера является частным примером иррациональной веры.

Еще одной составляющей мировоззрения являются принципы . Под принципами понимают определенные правила поведения, которые влияют на поведение человека, его поступки.  Например, «Не укради», «Никогда не обманывать». Здесь также уместно выделить два уровня: общественный и индивидуальный. На индивидуальном уровне принципы поведения могут совпадать или противоречить общественным. Все это: знания, идеалы, вера, принципы – определяет содержание мировоззрения.

Выделяют несколько исторических типов мировоззрения. Первым историческим типом мировоззрения стала мифология.  Мы знаем мифы Древней Греции. Были мифы у древних славян. В мифах представлена развернутая картина мира, объясняются самые различные стороны жизни и явления. Объясняется, почему произошла Земля, почему происходят те или иные явления, отчего жизнь человека складывается так, а не иначе, что с ним происходит после смерти, что является ценным для человека. С одной стороны, миф – это вымысел, отчасти сказка. Однако обратите внимание: в основу мифа положены реальные вещи. Например, древнегреческие мифы объясняют гром во время грозы тем, что Зевс едет на колеснице и мечет молнии. Гром гремит на самом деле, но объяснение этому явлению дано фантастическое.

Неслучайно содержание мифов каждого народа индивидуально – в нем отражается специфика жизни народа. В мифах Древней Греции присутствует бог моря Посейдон, в мифах древних славян подобного бога, отвечающего за морскую стихию, нет. Зато есть божества, связанные с лесом, болотом (Леший, болотная Кикимора). Это вполне логично – у славян не было моря. Лес был основной средой их обитания. Таким образом, мы выделили первую черту мифологического мировоззрения – сочетание вымысла и реальности. Вторая черта – это образность . Те или иные явления воплощаются в виде образов. Так, в мифологии Древней Греции каждый бог олицетворял какое-то явление или ряд явлений. У славян ярким примером этой особенности мифологии является образ Лешего – важного, но очень сложного партнера наших предков. Лес – это строительный материал, топливо, грибы, ягоды, пища в виде многочисленной дичи и зверей. Однако лес – партнер трудный и опасный. Он может закружить голову, и поход за грибами обернется трагедией: человек заблудится, потеряет дорогу домой. Охотник сам может стать добычей рыси или медведя. Поэтому у Лешего характер вредный, его надо ублажать, просить у него прощения за то, что вторглись в его владения.

Ошибочно считать, что миф – это атрибут древности.  В современные дни мифы продолжают быть частью общественного сознания и культуры. Мифы являются частью исторической памяти народа и мировой культуры. По сей день древнегреческие боги остаются символами некоторых видов деятельности. Например, каждый, кто занимается торговлей, наверное, знает, кто такой Гермес. Те, кто имеет отношение к судебной системе, нередко используют образ дамы с завязанными глазами и весами – древнегреческой богини правосудия Фемиды. Ее изображение часто встречается в зданиях судов. В современной массовой культуре встречаются также и осколки мифов славян: в магазинах вы можете купить сувенирного домовенка, по сей день во многих деревнях могут предупредить по поводу лешего или водяного.

Однако особо следует выделить, что и в более поздние времена мифы продолжают создаваться, в том числе и в истории XX в. они также создавались. Например, в сознании советских людей в 30-е гг. ХХ в. существовал миф о том, что они живут в самом лучшем государстве. После Второй мировой войны начинается холодная война, в которой самым главным оружием были именно мифы. Политические системы создавали их, стараясь изобразить своих противников в наихудшем свете. Советским людям внушали, что страна США очень плохая, что там плохо живется трудовому народу: сплошная безработица, люди готовы на любую работу, бедняки даже вынуждены искать пропитание на свалках, помойках. В США также усиленно формировали мифы о Советском Союзе, главными чертами которого были неразвитость, безмерное употребление алкоголя, жестокость. Яркое отображение этот миф нашел в фильме «Армагеддон», где американские астронавты прилетают на советскую космическую станцию. Советский космонавт там в старой шапке-ушанке, пьет из горла водку, сама станция вот-вот развалится. Когда железный занавес приподняли, выяснилось, что эти мифы действительности не соответствует, зато стали формировать другие мифы.

Из мифа постепенно начинает вырастать другая форма мировоззрения – религия.  Религия тоже предлагает развернутую картину мира. Любая религия дает свое объяснение, как и почему возник мир, какое место в этом мире занимает человек, зачем человек живет, что с ним происходит после смерти, то есть представляет развернутую систему взглядов на мир. Эта форма мировоззрения имеет свои специфические черты. Первое: обязательной чертой религиозного представления о мире является вера в сверхъестественное (именно вера в сверхъестественное, а не вера в Бога, потому что в некоторых религиях Бога нет). Вторая черта – догматизм.  Основу любого вероучения составляет догматика, то есть набор определенных положений, которые никак не обосновываются и логически не доказываются. Многие положения осознать с точки зрения логики нельзя. Например, если брать пример из христианства, можно ли с точки зрения логики осознать догмат о триединстве Бога? С одной стороны, Иисус Христос – сын божий, с другой – Бог един. Также нельзя проверить и доказать буддийский догмат о переселении душ.

Человечество нуждалось не просто в обобщенной картине мира, а в объяснении мира с рациональной точки зрения, где нет сверхъестественного, где все обосновывается. Рациональное объяснение мира дает только наука. Однако у науки есть тоже свой определенный минус. Рассмотрим это на науках, изучающих человека: антропология изучает эволюцию человека, анатомия – строение человека, физиология – высшую нервную деятельность, а история занимается проблемой выявления причин и закономерностей эволюции человеческого общества. То есть каждая наука изучает свой вопрос. История изучает эволюцию человеческого общества, а при этом не изучается анатомическое строение человека. Наука – это узкоспециализированное знание. А человечество нуждается в создании обобщенной картины, затрагивающей различные аспекты. Такую обобщенную, но в то же время рациональную картину мира создает философия. Поэтому философия – особого рода мировоззрение, стремящееся к формированию рациональной и предельно обобщенной картины мира.

Мы можем выделить еще несколько особенностей философского знания, отличающего его от науки. Первое отличие мы уже выделили: философия стремится к обобщенной картине мира.  Наука же изучает только одну сферу. Отсюда вытекает второе отличие: наука развивается линейно. Ученые, решив одну проблему, к ней больше не возвращаются. Есть ли сейчас смысл изобретать прививку от оспы? Нет. Потому что она уже существует. Актуально разработать лекарство от СПИДа, от рака. Философия постоянно возвращается к одним и тем же вопросам.  Что такое жизнь человека? Почему она ему дана? Зачем вообще жить? Что такое счастье? Эти вопросы волновали философов в Древнем мире, в Новое время, волнуют сейчас и будут волновать в будущем.

Еще одно очень важное отличие: философия в меньшей степени, чем наука, нуждается в фактическом материале . Наука не существует без фактов так называемого эмпирического материала. Для того чтобы защитить диссертацию по истории, надо обязательно поработать с источниками в архиве, для того чтобы написать что-то умное и полезное по археологии, защитить диссертацию по этой дисциплине, нужно поработать на раскопках. Также врач не может защитить диссертацию, не пронаблюдав менее пятидесяти больных. Философия тоже опирается на факты, но она заимствует их из других наук. Философу не надо самому наблюдать больных, он может обратиться к работам медика, если это необходимо для его рассуждений.

Если говорить о науке, то она в меньшей степени, чем философия, допускает полярность мнений. Это еще одна особенность философии – свободный выбор ориентиров . Нельзя сказать, что в науке не существует дискуссий, ученые тоже спорят и очень горячо, но все-таки базовых совпадений у них гораздо больше. Никто из физиков не будет отрицать, что есть закон всемирного притяжения. Ни один психолог не будет отрицать, что есть четыре типа темперамента. Ни один физиолог не будет отрицать, что есть две стадии утомления. В историю философии некоторые мыслители вошли именно благодаря неординарности своей мысли. В середине XVIII в. был объявлен конкурс на лучшее сочинение на тему «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов?». На конкурс было подано более ста сочинений. Все, кроме одного автора, положительно ответили на поставленный вопрос. И только Жан-Жак Руссо категорически утверждал обратное. Именно он и стал победителем конкурса.

Специфика философии выражается в рефлективности . Рефлексия – это обращение к самому себе. Философия обязательно предполагает самопознание. Таким образом, мы выявили, что философия – это особая форма мировоззрения, для которой характерно стремление к созданию рациональной и крайне обобщенной картины мира.

Источник: 
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Материалы по теме
Философия Нового времени (1640-1870)
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Периодизация и содержание основных этапов развития философии средневековья. Проблема универсалий в концепциях номинализма и реализма
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Основные концепции философии истории
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Структурализм и постструктурализм. Постмодернизм
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Развитие философии в XIX в.: марксизм и его основные идеи
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Философский образ жизни
Карл Ясперс, Введение в философию
Философия как социокультурный феномен
Стёпин В.С., Философия
Английский эмпиризм
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Оставить комментарий