Индивидуальная работа по удержанию от зависимого поведения и выработки адекватных стратегий взаимодействия с окружающими

Важнейшим условием реализации социально-психологического сопровождения созависимых является установление доверительных отношений с ними. Получение достоверной информации и исследование внутрисемейных проблем, а значит и выработка адекватных действий специалиста, не возможна без построения прочного союза с созависимым, его представлениях о себе, стиле взаимоотношений с окружающими, о возможных ресурсах и, наоборот, блокирующих решение обстоятельствах и качествах. Для этого лучше не называть семье её проблемы, задавать вопросы и выслушивать ответы. Рассказывая о своих затруднениях, люди воспринимают их как бы со стороны и лучше осознают.

В беседе с членами семьи распределение времени должно быть примерно таким: специалисту следует говорить самому в течении не более одной десятой времени, которое он тратит на работу с семьёй, а остальные девять десятых времени предоставить говорить клиентам. Специалист побуждает их к осмыслению проблем, ставя по ходу обсуждения дополнительные вопросы. Хороший профессионал больше слушает другого, чем говорит сам. Уважение специалиста к клиентам проявляется в том, что он верит в их способность самостоятельно найти выход из возникших проблем, а не предлагает готовые решения. Вместе с тем он может помочь им найти этот выход. [12]

Специалист должен твёрдо усвоить, что зависимость - это болезнь, и навсегда отказаться от попыток морализировать. Нельзя упрекать зависимого в слабоволии, моральных изъянах, недобрых намерениях, нанесении ущерба себе и другим, вообще судить о нём и о его поступках с помощью понятий «хороший - плохой». Сам зависимый может обвинять себя и каяться в недостойном поведении. Специалисту нужно спокойно выслушивать и всем видом показывать: «Я слышу вас, я вас понимаю».

Специалист не должен заключать союз с членами семьи, т.е. принимать чью-либо сторону, если среди них существует тенденция к делению на группировки, выступающие за и против зависимого. Подобные ситуации всегда опасны для нормальной жизни семьи. Поэтому следует не только отказываться поддерживать ту или иную группу близких зависимого, но и стараться объяснить им весь вред такого разделения между ними.

Специалисту не следует навязывать помощь членам семьи против их воли. А захотят они её принимать в случае, если они находятся в ситуации острейшего кризиса и сознают, что жизнь в семье идёт не так и существует настоятельная необходимость поправить сложившееся положение. [33]

Для оказания помощи при обострении кризисной ситуации (если, скажем, один из членов семьи стремится к самоубийству) необходимо привлекать специализированные медицинские учреждения. Во втором же случае специалист может некоторое время работать с семьёй самостоятельно, добиваясь того, чтобы все члены семьи задумались над своими трудностями и начали активно искать выход.

В результате действий специалиста по оказанию помощи семье зависимого все её члены должны осознать, что зависимость - болезнь, причем, крайне серьёзная и затрагивающая всю семью. Признание своей зависимости или созависимости приносит членам семьи три положительных результата. Первый - облегчение от того, что можно более объективно посмотреть на себя; второй - возможность взглянуть на прошлое с новых позиций; третий - возможность на конец-то посмотреть в будущее, потому что уже есть реальные основания для изменения ситуации.

Принять факт наличие проблемы - болезненный процесс, и зависимым и созависимым это трудно. Для последних это означает расстаться с ролью «мученика» или «праведного преследователя», что требует принятия на себя полной ответственности за свое дисфункциональное поведение. На этап пе-реотождествления созависимые вступают, только убедившись, что не признание реальности принесет еще больше боли, чем ее признание. Но когда «диагноз поставлен», созависимый может более реально оценить, что было в прошлом, и смотреть в будущее не со страхом, а с оптимизмом. [12]

Принятие факта наличия проблемы - это еще полдела. Необходимо признание созависимыми членами семьи ограниченности своих возможностей. Признание того, что далеко не все в жизни подвластно собственным возможностям, приводит к тому, что созависимый перестает относить неуправляемость своей жизни за счет своей неадекватности или нехватки силы воли. Это тоже приносит облегчение.

Но есть опасность остановиться на этом этапе: признать свою проблему, невозможность добиться изменений лишь своими силами. Если созависимый останавливается на этом этапе, то он, признавая свое бессилие, все же продолжает вести себя так, будто все подконтрольно и подвластно его воле, он удваивает усилия и быстро исчерпывает свои ресурсы. Поэтому так важно, чтобы зависимый обратился за помощью, в медицинское учреждение, чтобы жена, например, переключила внимание с зависимого мужа на себя, свою семью и детей, чтобы дети перестали, наконец скрывать «семейную тайну», свои чувства, вызванные состоянием родителя, и начали общаться со сверстниками.

Специалисту необходимо также, предоставить информацию семье о пользе посещения общественных групп самопомощи. Само собой разумеется, что положительных результатов нельзя достичь короткими консультациями. Необходима долгая и упорная работа с каждым человеком в отдельности и с семьёй в целом.

Темы: Семья, Созависимость
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Социально-психологическое сопровождение семей с созависимыми отношениями
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Особенности формирования личности ребенка в неполной семье
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Роль семьи в развитии ребенка
Раттер М., Помощь трудным детям
Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Семейное консультирование
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Основы психологического консультирования семей «группы риска»
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Консультация семейного и детского психолога
...
Правовые основы семейного воспитания
Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн....
Оставить комментарий