Социально-психологическое сопровождение семей с созависимыми отношениями

Мы все хорошо представляем себе, что такое наркотическая или алкогольная зависимость и признаем, что с ней нужно бороться. Знаем, что человек в крайне редких случаях может самостоятельно от нее избавиться и практически всегда для этого требуется помощь специалиста.

Созависимый - это человек, который позволил, чтобы поведение другого человека повлияло на него, и который полностью поглощен тем, что контролирует действия этого человека (другой человек может быть ребенком, супругом, родителем, братом или сестрой, клиентом, лучшим другом, он может быть алкоголиком или наркоманом, больным умственно или физически). Особенно страдают в семье с созависимыми отношениями несовершеннолетние, один или оба родителя которых злоупотребляют ПАВ.

Дети из семей с созависимыми отношениями, как показывает практика, с раннего детства являются бесправными, незащищенными, ориентированными на удовлетворение потребностей других людей. В семье они получают опыт манипулятивных отношений, невозможности заявлять открыто о собственных желаниях и эмоциональных состояниях, что в свою очередь приводит к подавлению эмоций, неумению их распознавать, фиксации на какой-либо одной эмоции, формированию низкой самооценки и заботиться о себе используя конструктивные способы взаимодействия. В семьях с созависимыми отношениями игнорируют существующие проблемы и чувства, связанные с ними. Даже в случае если социальное окружение открыто заявляет о проблеме, в семье взаимоотношения строятся по принципу «замалчивания», поэтому дети зависимых родителей не понимают, что в реальности происходит в семье. В созависимой семейной системе страдает воспитательная функция родителе в том числе, не злоупотребляющего ПАВ. Родители попустительски, бессистемно относятся к воспитанию ребенка, сосредотачиваясь на проблеме зависимого члена семьи и собственном эмоциональном состоянии, делегируют ответственность за несовершеннолетнего, тем самым, перекладывая свои родительские обязанности на старшее поколение семьи или других родственников

Получая опыт дисфункциональных отношений в семье, несовершеннолетние переносят его в социальное взаимодействие. В социуме они стремятся производить хорошее впечатление на значимых для них людей, контролировать ситуации, в основе которых лежит чувство стыда, доказывать всегда собственную значимость и, как правило, выступают в роли «мучеников» либо «козлов отпущения» не беря на себя ответственность и обвиняя других в своем чувстве неудовлетворенности. Проявления дезадаптации могут быть различны у каждого несовершеннолетнего в силу его индивидуальных особенностей, внутрисемейного и социального взаимодействия.

Индивидуализированное, непрерывное и систематическое сопровождение несовершеннолетнего и его семьи дает возможность в короткие сроки с минимальными затратами определить и дать оценку имеющегося в семье ресурса, выбрать стратегию работы, методы ее осуществления, прогнозировать результат. В целом социально-психологическое сопровождение семьи с созависимыми отношениями можно разделить на четыре этапа.

1 этап работы

Сбор информации о несовершеннолетних, воспитывающихся в семьях с созависимыми отношениями
Представители субъектов профилактики Выявление специалистами Центра социальнопсихологической дезадаптации у несовершеннолетних в ходе профилактических мероприятий Самообращение  клиентов

2 этап работы
Анализ информации и изучение ситуации непосредственно в семье несовершеннолетнего и его социальном окружении.

Сбор социально психологического анамнеза Анализ полученной информации и оценка имеющихся ресурсов Социально-  психологическая  работа
3 этап работы
Социально-психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям
Социально психологическая, социально педагогическая работа с несовершеннолетними и их семьями Организация взаимодействия всех субъектов профилактики для обеспечения предоставления комплекса услуг социального сервиса, отвечающих нуждам семьи с проблемой созависимых отношений Мониторинг происходящих изменений в каждом практическом случае, по мере необходимости -внесение изменений в план работы
4 этап работы
Завершение социально-психологического сопровождения семьи с созависимыми отношениями

На первом этапе работы информация о семьях с созависимыми отношениями, на попечении которых находятся несовершеннолетние, от специалистов комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), уполномоченного по защите прав, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН), специалистов по социальной работе образовательных учреждений города и других субъектов профилактики с которыми заключен договор о сотрудничестве. Кроме того, специалисты по социальной работе и педагоги-психологи Центра в ходе плановых профилактических мероприятий, проводимых на базе «Психологического Центра» либо на территории субъектов профилактики, осуществляют скрининговую работу, направленную на выявление социальнопсихологической дезадаптации несовершеннолетних. Основанием для начала работы с несовершеннолетним является информация о наличии социально-психологической дезадаптации у клиента, социально опасного положения несовершеннолетнего.

На втором этапе работы специалист учреждения изучает семейную ситуацию (характер взаимоотношений, стереотипы взаимодействия, стиль воспитания, семейные традиции, мифы, правила), социальную историю развития несовершеннолетнего и его психологические особенности, ближайшее социальное окружение (родственники, референтная группа, одноклассники, соседи). На основании полученной информации работники оценивает ресурсы:

  • непосредственно несовершеннолетнего;
  • семьи ребенка и его ближайшего окружения;

Собранная информация, установление доверительного контакта с членами семьи, определение ресурсности клиентов позволяет специалисту выбрать виды, формы, методы дальнейшей работы с несовершеннолетним.

Материалы первичной работы с семьей рассматриваются на психолого-социально-педагогическом консилиуме. В ходе представления могут корректироваться вид, цель, формы работы с несовершеннолетним и его семьей, текущие и долговременные задачи, посредствам которых будет реализовываться поставленная цель.

На третьем этапе работы специалист учреждения реализует поставленные цели. Здесь осуществляется непосредственная социальнопсихологическая, социально-педагогическая помощь несовершеннолетнему и его семье, которая включает в себя:

  • систематическое сопровождение несовершеннолетнего и его семьи (необходимо отметить установленный стабильный сеттинг позволяет не только формировать доверительные отношения, но и дает возможность для получения опыта адекватного взаимодействия, что для данной категории семей чрезвычайно важно);
  • своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, межличностных конфликтов, которые могут усугубить трудную жизненную ситуацию несовершеннолетнего и его семьи;
  • оказание при необходимости экстренной психологической помощи несовершеннолетнему и его ближайшему окружению;
  • ослабление или снятие напряженности в детско-родительских отношениях;
  • оказание помощи несовершеннолетнему в преодоление угрозы социально-психологической дезадаптации;
  • формирование у несовершеннолетнего личностных гуманистических ценностей и создания социально позитивного пространства;
  • способствование восстановлению детско-родительских контактов;
  • социально-психологическое консультирование семьи по вопросам межличностных отношений;
  • социально-психологическое просвещение родителей в вопросах возрастной психологии;
  • оказание помощи клиентам в проживании возникающих психо-травмирующих/стрессовых ситуаций и определение жизненных перспектив;
  • содействие семье в обеспечении необходимого уровня жизнеустройства несовершеннолетнего и защите его прав.

Необходимой составляющей работы по сопровождению клиентов с созависимыми отношениями является организация взаимодействия клиентов и субъектов профилактики и привлечение других специалистов к обеспечению комплекса услуг, отвечающих нуждам несовершеннолетнего и его семьи. Это позволяет персонифицировано предоставлять необходимую помощь клиентам (например, содействие в получении правовых, психологических, медицинских, образовательных и др. услуг).

При успешной реализации поставленных задач и достижении цели работы социально-психологическом сопровождении семей с созависимыми отношениями специалисты учреждения выделяют несколько встреч на закрепление опыта клиентов и отслеживание результата работы.

Основанием для завершения работы с семьей является выполнение поставленной цели, нормализация социальной ситуации у несовершеннолетнего и его семьи, достижение несовершеннолетним совершеннолетия, изменение места жительства, переезд клиентов за пределы территориального полномочия субъектов профилактики.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что работа с созависимыми клиентами, как технология социальной работы располагает большими возможностями позитивного воздействия на семьи созависимых, нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в социальном общении. Осуществление социально-психологическое сопровождение семьи с созависимыми отношениями позволяет эффективно осуществлять поддержку и психологическую реабилитацию таких семей.

Ключевые слова: Созависимость, Семья
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Индивидуальная работа по удержанию от зависимого поведения и выработки адекватных стратегий взаимодействия с окружающими
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Повторные браки, их особенности и виды
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Понятие семейного конфликта, его особенности и классификация
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Взаимоотношения пожилых людей с родственниками
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Не сошлись характерами
Флоренская Т.А., Диалог в практической психологии
Психологическое здоровье семьи «группы риска» как условие преодоления риска в развитии несовершеннолетних
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Семья как институт социализации
Белинская Е.П., Социальная психология личности
Оставить комментарий