Характеристики моральных ценностей

Моральные ценности специфичны по ряду признаков. Они:

  1. повелительны, или императивны: их содержание предполагается непременно исполнять; они тем самым органично продолжаются в требованиях, которые обнаруживаются как принципы, или общие установки суждений, решений и действий, хотя вместе с тем могут принимать форму правил — конкретных предписаний;
  2. репрезентируют и утверждают благо индивида самого по себе, а соответствующие им требования обращены к индивиду как таковому;
  3. обращенные к Я, они утверждают благо Другого, вменяют ответственность за благо Другого; по внутренней логике морали, личность, обращаясь к себе, ставит перед собой задачу содействовать благу Другого, принимает на себя ответственность за Другого.

Чаще моральные отношения носят обоюдный характер: обе стороны отношения выступают в качестве моральных агентов. Я обоюдно соотносит себя с другим Я или некоторыми другими Я. Внутри этих отношений позиции агента и реципиента постоянно обращаемы. Взаимно сообразовывающие свои интересы Я в тенденции стремятся к соединению — к становлению Мы, разнообразно консолидированному.

Моральные отношения могут не быть обоюдными, или их обоюдность может не осознаваться, не приниматься во внимание, а то и прямо игнорироваться участниками коммуникации. Такие моральные ситуации получают своеобразную конфигурацию с разнонаправленными устремлениями, ожиданиями и переживаниями, имеющими различный моральный смысл. По традиции философии Нового времени и в первую очередь Канта, мораль нередко мыслится как данная на индивидуальном уровне и «от первого лица». Однако не менее важно учитывать не только Я-проекцию, но и Ты-проекцию, Мы-проекцию, без чего не разглядеть мораль в жизненности человеческих отношений.

Является ли долг моральной ценностью? Принимая во внимание императивный характер моральных ценностей, можно понять распространенный в моральной философии взгляд на мораль именно как на сферу долженствования. В русле деонтологического* толкования морали среди моральных ценностей указывают и на долг, более того, долг при таком подходе предстает первейшей ценностью морали. Между тем долг, долженствование — форма существования морали, осознания морали личностью. Долг ценен, но это не ценность. Долженствование, которое осознается как долг, — форма существования морали вообще. Моральные ценности представлены в сознании (сознанию) в значительной мере как требования, повеления. Так, есть долг невреждения, долг солидарности, долг заботы и т.д. Каждая из этих ценностей определенна в своем содержании. Однако нет долга как особой, самостоятельной ценности, как определенного, выражаемого в целях и поступках содержания. Понятие долга воплощает побудительную силу сознания, посредством которой человек определяется к разным по содержанию действиям, направленным на утверждение блага. При этом можно сказать, что обязательность, исполнительность, ответственность как своего рода ментальные, психологические, поведенческие механизмы долга обоснованно рассматриваются как добродетели. Несомненно, как качества характера они представляют собой ценности.

Для деонтологической этики осознание долга, сознательное исполнение долга важны как главные признаки моральности. Соответственно на первый план выступают требования (принципы, правила, нормы) и не принимается во внимание тот факт, что в требованиях, посредством требований выражаются моральные ценности.

Мораль проявляется в действиях, отношениях, имеющих определенное значение для людей и социума. В моральном плане действия человека имеют смысл даже тогда, когда они реально не выстраиваются им в соответствии с ценностями и требованиями, иными словами, когда моральная субъективация поведения минимальна, а то и отсутствует вообще. Моральное значение действий, субъективно морально не мотивированных, обусловлено тем, что они сами по себе ведут к результатам, так или иначе отвечающим моральным ценностям. Тем самым пространство морали расширяется за пределы осознанного долженствования, намеренного и принципиального исполнения предписанных ценностей. Если оценивать поведение по его результатам, то вопрос о намеренности может не встать. Но субъектный аспект действия, т.е. его осознанность, и индивидуальная ответственность личности чрезвычайно важны для установления степени моральности действия, моральной зрелости совершающего его человека.

Ключевые слова: Ценности, Мораль
Источник: Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и магистратура).
Материалы по теме
Представление о моральных ценностях
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Основные моральные ценности
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Моральная регуляция поведения
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Базовые ценности общества
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Модель морального развития Л. Колберга
Психологические основы юриспруденции: учебное пособие / О.А. Гулевич — М.: НОУ ВПО...
Учение Иммануила Канта о категорическом императиве
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации
Р. И. Остапенко
Модель морального развития К. Гиллиган
Психологические основы юриспруденции: учебное пособие / О.А. Гулевич — М.: НОУ ВПО...
Оставить комментарий