Характеристика раннего детского возраста

Важнейшие достижения раннего детства (от одного года до трех yier). В онтогенезе в равные временные промежутки психика человека проходит различные «расстояния» в развитии. Качественные преобразования, которые претерпевает психика ребенка за первые три года, весьма значительны. Поэтому многие психологи, размышлявшие о том, где же середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, отнесли ее к трем годам.

Трехлетний малыш способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношение с окружающими его людьми. При этом он владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения. Ребенок трех лет достаточно активен, понятен окружающим, самостоятелен.

Развитие психики ребенка от года до трех лет зависит от ряда факторов.

На психическое развитие ребенка оказывает значительное влияние овладение прямой походкой. В конце младенческого возраста малыш начинает делать первые шаги. Перемещение в вертикальном положении — трудное дело для него. Маленькие ножки ступают с большим напряжением. Программа локомоции еще не сложилась, и поэтому ребенок постоянно теряет равновесие. Что же заставляет его преодолевать страх перед падением и вновь и вновь прилагать усилия для того, чтобы совершав эти первые шаги? Важным поощрением является мышечное чувство, которое возникает при ходьбе от работающих мышц ног, рук, спины и всего тела. Можно сказать, что чувство овладения собственным телом служит своего рода самовознаграждением для ребенка. Ребенка в его намерении ходить поддерживает также возможность достигнуть желаемой цели, а также участие и одобрение взрослых. Очень скоро после первых робких шагов начинает формироваться способность к гармоничным прямолинейным движениям. На втором году жизни ребенок с огромным энтузиазмом ищет себе препятствия при передвижении. Трудности и их преодоление вызывают у малыша положительные эмоциональные состояния.

Способность к передвижению, являясь физическим приобретением, приводит к психологическим последствиям. Благодаря способности к передвижению ребенок вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Овладение ходьбой развивает способность ориентироваться в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета. Это достигается совместной функцией зрения, кинестезии и осязания. Приближаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практически осваивает ею направление и удаленность. Освоив передвижение, ребенок получает возможность намного расширить круг вещей, которые становятся объектами его познания. Он становится способным манипулировать с самыми разнообразными предметами, которые прежде родители не считали нужным предлагать ему. Новые предметы влекут за собой новые способы обследования, открывают малышу скрытые до этого свойства вещей и связи между ними.

На психическое развитие ребенка в значительной мере влияет развитие предметных действий. Манипулятивная деятельность, свойственная младенческому возрасту, в раннем детстве начинает сменяться предметной деятельностью. Развитие предметной деятельности связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые выработаны обществом. Для человека предметы имеют фиксированное, постоянное значение— люди, в отличие от животных, живут в мире постоянных вещей. Как известно, и обезьяна может пить из кружки. Но для животного предметы имеют ситуативное значение: если вода налита в кружку, то обезьяна будет пить из кружки, если вода будет в ведре — то из ведра, если на полу — то с пола. Ребенок научается от взрослых ориентироваться на постоянное значение предметов, которое закреплено человеческой деятельностью. Предметный мир, окружающий ребенка,— мебель, одежда, посуда, игрушки — это предметы, которые имеют определенное назначение в жизни людей. Значение вещей и постигает ребенок в раннем детстве.

Фиксированное содержание предмета само по себе не дается ребенку. Он может открывать и закрывать бесконечное число раз дверцу шкафа, так же долго стучать ложкой об пол, но такая активность не в состоянии познакомить его с назначением предметов. Функциональные свойства предметов открываются малышу через воспитывающее и обучающее влияние взрослых. Ребенок узнает, что действия с разными предметами имеют разную степень свободы. Некоторые предметы по самим своим внешним свойствам требуют строго определенного способа действия (к ним относятся соотносящие действия типа: закрывание коробок крышками, нанизывание колец пирамидки, складывание матрешек и т. д.). В других предметах способ действия жестко фиксирован их общественным назначением — это предметы-орудия {ложка, карандаш, молоток). Важно отметить, что именно овладение соотносящими и орудийными действиями оказывает наиболее существенное влияние ни психическое развитие ребенка. Совсем неважно, что количество предметов-орудий, которыми овладевает ребенок раннего возраста* сравнительно невелико. Дело не в количестве, а в том, что именно эти предметы формируют у ребенка установку на поиск в каждом новом предмете-орудии его специфического назначения.

К концу раннего детского возраста (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятельности. Они достигают развернутых форм за пределами этого возраста и постепенно начинают определять психическое развитие. Это — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Необходимо учитывать значимость, которую приобретут эти виды деятельности в будущем, и создавать условия для их формирования еще в раннем детстве.

В совместной деятельности со взрослыми уже в раннем возрасте ребенок начинает постигать связи между произносимыми словами и стоящей за ними реальной действительностью. Умение относить слова к обозначаемом ими предметам и действиям происходит не сразу. Способность соотносить речь взросло го и собственные действия также имеет длительное развитие и формируегся на протяжении первых лет жизни. На третьем году у малыша качественно изменяется понимание речи взрослых. Ребенок в это время не только понимает отдельные слова, не только становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Малыш начинает с интересом слушать любые речи взрослых, непосредственно не направленные на него самого. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения взрослого с ребенком, является важным приобретением. Оно создает возможность использовать речь как основное средство познания действительности, недоступной непосредственному опыту ребенка.

Ранний детский возраст — период формирования активной речи ребенка. До полутора лет ребенок усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их очень редко. Ребенок еще весьма пассивен. Заметное изменение в овладении речью происходит примерно в полтора года. Малыш становится инициативным. Он начинает постоянно требовать, чтобы ему называли предметы. Темпы развития речи возрастают. К концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, а к концу третьего года — до 1500 слов.

Развитие речи предполагает овладение звуковой стороной и грамматическим строем родного языка. Если вначале ребенок воспринимает речь путем улавливания общей ритмико-ме-лодической структуры слова, то уже к концу второго года у него складывается фонематическое восприятие всех звуков родного языка. На этой основе происходит овладение активным словарем и правильным произнесением слов.

Усвоение грамматического строя имеет свои периоды развития.

Первый период — от одного года до двух лет — период предложений, состоящих из аморфных слов-корней. В этом периоде выделяют однословные и двухсловные предложения. Речь ребенка мало похожа на речь взрослого: ребенок употребляет такие слова, которыми обычно взрослые не пользуются. Такую речь называют автономной. При правильном речевом развитии автономная речь быстро проходит.

Второй период развития грамматического строя языка продолжается до трех лет. Речь ребенка начинает приобретать довольно связный характер и позволяет ему выражать понимание многих отношений в предметном мире. К трем годам ребенок овладевает многими падежными окончаниями. Овладение речевыми формами, обозначающими предметные отношения, объясняется характером деятельности ребенка, в процессе которой происходит овладение способами употребления предметов. Ребенок рано начинает ориентироваться на связь грамматических значений, отражающих реальные предметные отношения. Так, усвоив правильное употребление слов: «Положил молоток», «Забил молотком», ребенок улавливает орудийный смысл в окончании -ом и стереотипно переносит его на все орудия: «ножом», «ложком», «лопатом» и т. д. В практике речевого общения этот стереотип снимается, появляются правильные падежные окончания. Усвоение грамматических форм родного языка развивает у ребенка чувство языка. Малыш довольно хорошо согласовывает слова в предложении. В течение раннего детства ребенок проделывает грандиозную работу по усвоению родного языка, овладевая его основными синтаксическими конструкциями, грамматическими формами и звуками.

Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка.

Развитие мышления в раннем возрасте. Развитие мышления ребенка зависит, во-первых, от деятельности самого ребенка— в основе мышления лежит его чувственный опыт — и, во-вторых, от влияния взрослого, который учит способам действия и дает обобщенные названия предметов. Практическое действие с предметом зачастую приводит малыша к решению возникших в конкретной ситуации задач. В действии происходит естественное научение: воздействуя на предмет, ребенок замечает, что одни действия успешны, другие — нет. Опыт предшествующего действия отражается в последующем. Мышление осуществляется в процессе решения предметной задачи и носит наглядно-действенный характер.

Каково бы ни было значение личного практического опыта в развитии мышления, особое влияние на развитие мышления ребенка оказывает социальное окружение. Л. С. Выготский подчеркивал, что с первых дней жизни младенца на характер его поведения глубочайшее влияние оказывает социальная ситуация. В своих интеллектуальных решениях ребенок все время ориентируется на взрослого. Наблюдая действия взрослых с предметами, ребенок присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. В практике действия с предметами ребенок открывает для себя, что разные предметы могут быть употреблены сходным образом. Такого рода открытия приводят к обобщению не только сходных (по каким-либо признакам) предметов, но также к обобщению опыта деятельности.

Особенно важны для развития мышления орудийные действия. Орудие опосредствует воздействия ребенка на предметный мир. Применяясь в разных ситуациях и по отношению к разным предметам, орудие становится первым носителем обобщения.

Качественное изменение мышления на ранних этапах развития ребенка зависит от овладения им человеческими формами практической предметной деятельности, а также от постепенного приобщения ребенка к человеческой речи. Самый большой опыт ребенок перенимает благодаря словесному общению со взрослым. Ребенок усваивает понятия, способы мышления, выработанные человечеством. Подражая взрослым, он научается правильно строить суждения и делать умозаключения. Рассматривая умственное развитие ребенка, И. М. Сеченов писал о том, что с самых ранних пор ребенку преподносят и делом и словом готовые формы чужого опыта.

В раннем детском возрасте слово взрослого может содействовать развитию нагл я дно-действенного мышления. Взрослый может подсказать ребенку способ решения той или иной ситуативной задачи не только действием, но и словом. Так, если малыш настойчиво тянет коробку сквозь прутья кровати и его действия обречены на неудачу, то совет взрослого: «Переверни коробку, тогда она пройдет» — вызывает соответствующее действие ребенка.

В раннем детстве ребенок может высказываться по ходу выполнения деятельности. Однако на первом этапе речь представляет собой как бы независимый процесс: в поведении ребенка в это время можно обнаружить два вида деятельности — речевую и интеллектуальную. Впоследствии эти деятельности сливаются, образуя речевое мышление.

Начальный этап формирования личности ребенка. В раннем детстве интенсивно развивается совместная деятельность ребенка и взрослого. В предметной деятельности взрослый определяет характер сотрудничества. В общении взрослый берет на себя руководство «коммуникацией». Он организует взаимное понимание. На третьем году ребенок становится более самостоятельным: он научается элементам самообслуживания, может пользоваться карандашом и мелками, он начинает лепить и делать простейшие аппликации. Малыш научается отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельному «я», т. е. у него возникают начальные формы самосознания. В речи ребенок уже дифференцирует себя как некую неизменность, а свои действия — как нечто преходящее: «Сейчас Дюка сидит, а теперь Дюка бегает, а теперь Дюка упал». По существу, ребенок научается отделять свои действия от себя.

Успехи в развитии качественно изменяют все поведение малыша. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей, однако в узкой сфере своей практической жизни и в пределах своих небольших возможностей ребенок стремится действовать без помощи взрослых. Новые тенденции усиливают активность ребенка («Я сам») и приводят к возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. Этот период принято считать критическим («кризис трех лет»), так как взрослый начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с ребенком, который может стать невыносимым в своем негативизме и упрямстве.

Кризис трехлеток — объективно существующее явление в развитии взаимоотношений ребенка со взрослыми. У ребенка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противится прежним отношениям. Он капризничает, делает все наоборот, всячески показывает свое негативное отношение к требованиям взрослого. Такое поведение не распространяется на всех людей: негативность ребенка весьма избирательна и касается только тех, кто стремится поработить его свободу. Если же взрослые разумно поощряют самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений быстро преодолеваются.

Кризис трех лет — явление преходящее, но связанные с ним новообразования — отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми — важный шаг в психическом развитии.

Стремление быть, как взрослые, может найти наиболее полное разрешение только в форме игры (лишь в игре ребенок может сходить в магазин, сварить обед, полететь на ракете в космос и т.д.). Поэтому кризис трех лет и разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Ключевые слова: Возраст, Дети
Источник: Петровский А.В., Возрастная и педагогическая психология
Материалы по теме
Возрастные особенности психики детей
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Детство в жизни взрослого
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Периодизация возрастного развития в отечественной психологии
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Метод наблюдения в возрастной психологии
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Психические расстройства детского возраста
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Причины детской агрессии
Долгова А.Г., Агрессия в младшем школьном возрасте
Категория возраста в психологии развития
Слободчиков В.И., Психология развития человека
Психопатологические синдромы детского и подросткового возраста
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Оставить комментарий