Детство в жизни взрослого

Каждый взрослый когда-то был ребенком. Казалось бы, личный опыт должен стать гарантией всестороннего и полного понимания ребенка, его особенностей психики и хода развития. Однако жизнь чаще доказывает обратное. Взрослые часто склонны видеть в ребенке свою уменьшенную копию - маленького взрослого, у которого есть все, что, есть у взрослого, но только в уменьшенном виде. Нередко можно услышать: «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». А ведь эта поговорка не случайна, в ней закреплена совершенно определенная позиция, которой придерживаются большинство родителей, да и определенная часть педагогов тоже. Упрощенные, поверхностные представления взрослых о ребенке, отсутствие понимания специфических особенностей детской психики делает поведение взрослых неадекватным и приводит порой к непоправимым конфликтам и разочарованиям. Возможно - это отголоски отношения взрослых к детям, существовавших в истории. В истории можно найти немало примеров жестокого обращения с детьми. Вспомните мифы Древней Греции, в которых родители убивают детей. Детоубийство в самой Древней Греции и Риме было широко распространено, поскольку ребенок рассматривался не как личность, а как нежелательный результат половых отношений.

А недалеко ушедший от этого, другой пример варварского отношения к детям в христианской Европе, когда жесточайшие избиения детей за малейшую провинность, оправдывали желанием «изгнать дьявола» из их душ. Увы, нещадная эксплуатация детского труда - это примета и новейшего времени, в том числе и в нашей стране.

Так что же такое детство? Народная мудрость по этому поводу высказывает весьма противоречивые суждения:
«Побег погнешь, дерево кривым будет», - говорят одни. «Не беда, если куст погнут, станет деревом - выпрямится», -утверждают другие. В науке эти житейские взгляды на детство тоже представлены двумя полярными точками зрения.

Детство - это формирующий период, в котором на много лет вперед закладываются основные черты личности.

Детство - это преходящая фаза, от которой освобождаются в ходе развития и которая не оставляет заметных следов в последующей жизни.

«И между этими крайними взглядами, - подчеркивал американский психолог А.Гезелл, остается достаточно простора для самых разных утверждений и мнений. И хотя мы лишены возможности определить, до какой степени личность взрослого предопределена чертами ребенка,- продолжает он, мы все же можем сказать, что основные особенности ранних этапов индивидуального развития обнаруживаются и на позднейших ступенях. По особенностям развития младенца можно предсказать особенности развития, и даже черты поведения в последующие более зрелые годы».

Сегодня в психологической науке представление о детстве сводится к пониманию его как периода усиленного развития, изменения и обучения. Целью изучения детства является раскрытие общих закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому. Если по остроумному замечанию Д.Б.Эльконина общая психология - это химия психики, то детская психология - это физика, т.к. она имеет дело с крупными телами психики.

Наука о развитии детей, как правило, рассматривает два типа вопросов:
1) Что делают дети? Что им нравится? Что меняется с возрастом?
2) Почему они это делают?»

Если ответ на первый тип вопросов предполагает получение фактов, то ответ на второй - заставляет нас дать объяснение этим фактам. За годы развития детской психологии накоплено море фактов, в которых тонут не только родители и педагоги, но нередко и сами специалисты в области детской и возрастной психологии. Поэтому при всей необходимости добывания новых фактов, гораздо важнее найти объяснение им. Приступая к написанию это книги, я поставил перед собой именно эту задачу. Важно понять механизм психического развития ребенка и тогда многочисленные факты станут иллюстрацией его функционирования. В противном случае факты погребут под собой любого, кто к ним прикоснется, либо они будут восприняты поверхностно и односторонне. Это и побуждает начать книгу с характеристики механизма психического развития ребенка, исходя из сегодняшнего уровня его понимания в психологии.

Источник: 
Аверин В. А., Психология детей и подростков