Формирование психопатологических расстройств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей психики детей. В этой связи без знаний закономерностей развития психики невозможно ни диагностировать, ни понять симптоматику детских нервно-психических расстройств.
Психика детей в процессе развития постоянно меняется, приобретая в каждом возрасте свои характерные черты. Возрастное развитие характеризуется метрическим и топологическим свойством (Ананьев Б. Г.).
Метрическое свойство — длительность протекания тех или иных процессов или состояний, а также временная характеристика изменений в психике. При этом установлено, что развитие происходит неравномерно. Отдельные психические функции и качества формируются разными темпами, то ускоряясь в своем развитии, то замедляясь. В определенный период времени ребенок может отставать в развитии (ретардация), затем под влиянием стимуляции в процессе обучения или спонтанно развитие ускоряется. Возможно также и ускорение развития (акселерация), которое не обязательно будет продолжаться весь период детства или подростничества. С другой стороны, развитие гетерохронно, т. е. разные психические функции проходят одни и те же этапы возрастного развития в разное время. Более часто гетерохрония наблюдается у детей раннего возраста или у подростков. У тех детей, у которых она особенно выражена, диагностируют асинхронию развития.
Топологигеское свойство — определенность того или иного состояния, фазы или периода развития.
При составлении периодизаций используются оба свойства развития. Классификации психического развития — большое подспорье для диагностики психических расстройств. Так, например, классификация развития интеллекта Ж. Пиаже должна использоваться для суждения о нормальном или отклоняющемся формировании интеллектуальных функций ребенка.
Ведущие типы деятельности являются критерием классификации Д. Б. Эльконина. Они являются ориентиром для оценки предметно-манипулятивной, игровой, учебной или профессиональной деятельности детей и подростков и выявления отклонений при различных формах патологии психики.
Выявлению патологических отклонений в процессе развития личности способствует классификация Э. Эриксона. Анализируя формирование «Я» у ребенка или подростка, можно в соответствии с этой классификацией оценить характер нарушений, время возникших отклонений и наметить пути коррекции.
Другие классификации (Бюллер Ш., 1924; Гезелл А., Валлон А., 1967; и др.), квалифицирующие развитие по нескольким параметрам, дают материал для многосторонней оценки формирующейся психики. Так, например, в классификации А. Валлона (1954), который концентрируется на формировании поведения и личности, используются четыре критерия развития:
- двигательная деятельность;
- речь;
- приспособительные реакции;
- личностно-социальное поведение.
Хотя А. Валлон утверждает, что не существует единого ритма развития у всех детей, но и он констатирует существование периодов, характеризующихся «своими признаками, своей специфической ориентацией и представляющих собой своеобразный этап в развитии ребенка». Он выделяет семь стадий:
- импульсивная (до 6 мес.) — рефлексы, автоматически возникающие в ответ на стимул;
- эмоциональная (6—10 мес.) — накопление репертуара эмоций;
- сенсомоторная (10—14 мес.) — появление практического мышления;
- проективная (14 мес. — 3 года) — появление способности исследовать мир и воздействовать на объекты;
- персоналистская (3—6 лет) — развитие независимости и обогащение «Я»;
- учебная (от 6 до 12—14 лет) — мышление становится более объективным, возрастает независимость;
- полового созревания — сосредоточение на своей персоне и потребностях собственного «Я».
Из концепции автора следует, что весь ход развития обусловлен взаимодействием между индивидом и социальной средой. Именно это делает полезной классификацию для использования в диагностических целях.
Наряду с психологами детские психиатры (Ушаков Г. К., 1973; Ковалев В. В., 1995) внесли свою лепту в создание периодизации развития психики. Они исходили из наблюдений, что выделенные ранее периоды формирования психики детей отличаются преимущественными для определенного возраста формами реакций и особенностями поведения.
По мнению В. В. Ковалева, существуют четыре основных возрастных уровня реагирования:
- соматовегетативный (0—3 года);
- психомоторный (4—10 лет);
- аффективный (7—12 лет);
- эмоционально-идеаторный (12—16 лет).
Для первого уровня характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, питания, сна, навыков управления сфинктерами мочевого пузыря и прямой кишки. В связи с этим преобладающей клинической формой в данном возрасте является невропатия. Более того, и при других нервно-психических заболеваниях на первом плане оказывается неспецифическая для них соматовегетативная симптоматика.
Второму уровню свойственны общие или локальные двигательные расстройства в форме гиперкинезов, тиков, заикания, мутизма. Частая форма психопатологии в этом возрасте — гипердинамический синдром. Но даже и при других заболеваниях (например, невроз) двигательная расторможенность или суетливость скрывают менее выраженную симптоматику, свойственную основной болезни.
Для третьего уровня наиболее типичны страхи, явления повышенной аффективной возбудимости, уходы, бродяжничество. У детей в этом возрасте обычно встречающиеся нарушения поведения, как правило, сочетаются с выраженными эмоциональными расстройствами и т. д.
Основная форма реагирования, присущая четвертому уровню, — склонность к возникновению сверхценных образований (реакций протеста, эмансипации, ипохондрических переживаний, психической анорексии, дисморфомании). Обычно эта, присущая возрасту, психопатология и является характерной для подростков, даже если она и не свойственна основному заболеванию. Знание возрастных особенностей реагирования психики и преобладающих в соответствующем возрастном периоде симптомов позволяет увидеть за ними симптоматику, патогномоничную основному заболеванию.