Характеристика коллектива организации

Люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе определенного коллектива. Коллектив — это группа людей, объединенных по определенному принципу и включенных в систему управленческих отношений организации.

Чтобы считаться коллективом, группа должна обладать следующими признаками:

  • наличие совместной единой цели у всех членов коллектива (посетители у кабинета врача не могут считаться коллективом, поскольку имеют индивидуальные цели);
  • психологическое признание и отождествление членами коллектива друг друга на основе совместных интересов, идеалов, принципов и т.п.;
  • практическое взаимодействие людей, основанное на психологическом признании друг друга, в результате которого начинает работать синергия потенциала коллектива;
  • постоянство взаимодействия в коллективе, в результате которого становится возможным влияние друг на друга его членов.

Коллектив играет огромную роль, которую трудно переоценить, в жизни каждого человека. Прежде всего в его рамках удовлетворяется естественная потребность человека в общении, деловом взаимодействии и принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек обретает поддержку и защиту; в коллективе он находит признание своих успехов и достижений. В зависимости от микроклимата коллектива его влияние на личность может быть как позитивным, так и негативным. В свою очередь человек также пытается воздействовать на коллектив, трансформировать его под свое видение достижения цели, а также стремится делать его более «удобным» для себя. Результативность такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность (лидер) может подчинить себе коллектив, слабая растворяется в нем.

Коллективы различаются между собой психологически, исходя из чего внутри их формируется определенный микроклимат, характеризующийся социально-психологической совместимостью. Социально-психологическая совместимость достигается благодаря:

  • соответствию личных возможностей каждого структуре и содержанию его деятельности, что нивелирует зависть по отношению к успехам других;
  • близости и совпадению моральных позиций, создающих основу взаимного доверия между людьми;
  • однородности основных мотивов деятельности и индивидуальных устремлений членов коллектива, способствующих их лучшему взаимопониманию;
  • возможности взаимного дополнения и органического соединения способностей каждого в едином трудовом и творческом процессе (синергия);
  • рациональному распределению функций между членами коллектива, при котором ни один не может добиться успеха за счет другого.

Большое значение для коррекции управленческой деятельности имеет сбор и анализ информации для формирования субъективного образа каждого члена и группы в целом. В этом анализе на восприятие влияют такие психологические эффекты, как перенос оценки одних явлений и людей на других (толстые люди чаще добрее худых); обобщение оценки одной характеристики объекта на все его свойства в целом (огульность); проекция собственных чувств и ощущений на другие (если мне плохо, то плохо и другим, и наоборот); первое впечатление (обычно бывает наиболее запоминающимся — эффект гадкого утенка).

На восприятие влияют также избирательность и глобальность. Восприятие окружающих во многом осложняется предсказуемостью их поведения, которое зависит от слишком многих, порой самых неожиданных обстоятельств, в том числе сознательных действий, направленных на защиту своего статуса, достоинства, внутренней жизни, сокрытия или искажения информации о себе, неспособности себя правильно преподнести и т.п. В результате человек или группа людей воспринимаются не такими, каковы они на самом деле, а такими, какими хотят себя показать или их хотят увидеть. В то же время именно адекватное восприятие людьми друг друга является важнейшим условием формирования сплоченного, работоспособного коллектива.

Ключевые слова: Коллектив, Организация
Источник: Менеджмент. Учебное пособие
Материалы по теме
Процесс развития коллектива
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Парадигмы управления персоналом и типы организационной культуры
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Инвестиционная политика организации
Н.В. МИЛЯКОВ. ФИНАНСЫ
Организационные процессы
Менеджмент. Учебное пособие
Власть и влияние в современной организации
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
Проблемы управления организационными системами
Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. (под ред. Новикова Д.А.) - Введение в теорию...
Формирование стратегии организации
Лапыгин Ю.Н., Бизнес-план. Стратегии и тактика развития компании
Причины и условия организованной преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий