Государственные финансы и бюджет

Финансы — денежные средства, рассматриваемые в процессе создания и движения; формируются в ходе производства, распределения и перераспределения ВВП (валового внутреннего продукта) страны. Финансы страны — совокупность финансов всех секторов экономики в их взаимодействии между собой и остальными странами мира.

Современная рыночная экономика не может функционировать без хорошо организованной финансовой системы. В современных условиях понятием «финансы» определяют всю систему экономических отношений, связанную с образованием, распределением и перераспределением денежных ресурсов. Условно можно выделить государственные финансы, финансы предприятий, фирм, корпораций и финансы населения (физических лиц).

Государственные финансы — это часть финансовой системы общества, охватывающая движение денежных средств, необходимых государству для осуществления его функций.

Финансы предприятий, фирм, корпораций — это денежные активы, образующиеся, распределяющиеся и использующиеся в процессе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов.

Финансы населения — это часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

Государственные финансы — сложная система, включающая четыре основных звена:

  1. государственный бюджет;
  2. местные финансы;
  3. финансы государственных предприятий;
  4. финансы специальных общественных фондов.

Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финансовой системой (рис. 16.1).
схема финансовой системы
Финансовая система России включает:

  1. государственную бюджетную систему;
  2. внебюджетные специальные фонды;
  3. государственный кредит;
  4. фонды имущественного и личного страхования;
  5. финансы предприятий различных форм собственности.

Первые четыре блока этой системы — централизованные и используются для регулирования экономических процессов на макроуровне. Финансы предприятий — децентрализованные и используются для регулирования экономических процессов на микроуровне.

Государственные специальные внебюджетные фонды России составляют Пенсионный фонд, Фонд специального страхования, Фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР и региональные внебюджетные экономические фонды (в частности, фонды развития жилищной сферы).

Через государственные финансы перераспределяется значительная часть НД нашей страны (примерно 1/3).

Главное звено в этой системе — государственный бюджет. Его главные задачи состоят в том, что:

  1. деньги необходимо в определенном порядке и полностью собирать;
  2. деньги надо рационально распределять по различным фондам;
  3. деньги нужно эффективно и в полном объеме использовать по прямому назначению.

Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Государственный бюджет — это годовой финансовый план государственных расходов и источников их финансового покрытия, имеющий силу закона. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, муниципальным законодательным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

В соответствии с российским законодательством бюджетная система страны — совокупность бюджетов трех уровней: федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований (местного).

В государственную бюджетную систему РФ (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:

  1.  федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда занятости. Фонда социального страхования, Фонд имущественного страхования);
  2.  бюджеты субъектов Федерации (краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; окружные бюджеты автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и бюджет территориальных государственных фондов);
  3.  местные бюджеты (городские, районные, сельские).

Все эти бюджеты функционируют автономно по принципу бюджетного федерализма, т.е. за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, финансируемые за счет соответствующих бюджетов.

В Бюджетном кодексе определены основные принципы бюджетной системы России:

  1. единство бюджетной системы;
  2. полнота бюджетной системы;
  3. самостоятельность бюджетов;
  4. гласность бюджетов;
  5. сбалансированность бюджетов;
  6. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и единых форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса.

Принцип полноты предполагает, что в каждом звене бюджетной системы имеется место отражения доходов в их полном объеме.

Самостоятельность различных звеньев бюджетной системы предполагает наличие собственных источников доходов у каждого из звеньев системы и права самостоятельно определять напряжение и объемы производственных расходов в соответствии с закрепленными полномочиями.

Гласность означает необходимость публикации утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании для широкой общественности.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны. Примерная структура государственного бюджета России представлена в таблице 16.1.

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако при принятии бюджета планируемое поступление и расходы не совпадают. 

  • Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (излишек), превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (недостаток).
  • Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто — из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства.
Источник: 
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Материалы по теме
Финансовые функции современного государства
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Сальдо платежного баланса и их измерение
А.С.Булатов, Экономика
Финансы государственных предприятий
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Теории платежного баланса
А.С.Булатов, Экономика
Налоговые доходы государства и муниципальных образований
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Государственные и муниципальные финансы
Киселев М.В., Михайлова Н.А., Шпаргалка по финансам
Понятие государственного бюджета
Липсиц И.В., Экономика
Финансовая система государства и ее структура
Рахимов Т.Р., Жданова А.Б., Спицын В.В. - Денежное обращение, финансы и кредит - 2011
Оставить комментарий