Финансовая политика государства

Политика — «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. В применении к экономической науке: Политика — совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата.

Финансовая политика государства — это совокупность мер и действий государства, направленных использование финансов для укрепления своего потенциала (экономического, политического, военного, экологического, социального).

Объект управления - все виды финансовых отношений.

Субъекты управления - финансовый аппарат - организационные структуры, которые осуществляют функции управления.

Цель государственного управления финансами - обеспечить:

  • относительный баланс экономических интересов государства юридических и физических лиц;
  • бездефицитный бюджет;
  • устойчивость национальной валюты как основополагающего элемента экономических взаимоотношений.

Методы государственного регулирования включают в себя:
Прямое административное воздействие:

  • лицензирование предпринимательской деятельности;
  • финансовое дотирование и субсидирование производства;
  • проведение системы мер социальных гарантий и финансовой защиты в отношении малообеспеченных слоев населения;
  • применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

Косвенные методы:

  • формирование конкурентной рыночной среды, ограничение монополизации рынка;
  • обеспечение стабильного функционирования расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
  • проведение эффективной таможенной политики;
  • содействие развитию страхового дела;
  • содействие развитию рынка капитала.

Составляющие финансовой политики

Денежная политика представляет собой совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на сдерживание инфляции и выравнивание платежного баланса страны.

Основные направления:

  1. анализ и прогнозирование экономической конъюнктуры в увязке с показателями бюджета;
  2. экономически обоснованный объем денежной массы в обращении;
  3. методы регулирования денежного обращения;
  4. достижение конвертируемости рубля.

Кредитная политика - совокупность экономических методов и юридических норм, направленных на управление кредитным капиталом. Основные методы:

  1. определение объемов кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам;
  2. расчет учетной ставки по кредитам ЦБ РФ;
  3. установление норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ РФ.

Поскольку основным субъектом денежной и кредитной политики является Центральный банк и рычаги управления влияют как на кредитную, так и денежную политику, то чаще говорят о денежно-кредитной политике. Более подробно содержание денежно-кредитной политики было рассмотрено в параграфе 1.8 «Денежно-кредитная политика».

Бюджетная политика - деятельность аппарата управления по составлению и исполнению бюджета страны и регионов. Основным условием бюджетной политики является сбалансированность бюджетов разных уровней. Бюджетная политика тесно связана с налоговой политикой.

Налоговая политика - система мероприятий государства в области налогообложения. Она выражается в определении объемов налогового бремени на граждан и хозяйствующие субъекты и закреплена в Налоговом кодексе РФ.

Валютная политика - деятельность аппарата управления по регулированию валютными операциями и управлению валютными ресурсами. Сферой деятельности является валютный рынок - рынок иностранной свободно-конвертируемой валюты и рынок драгоценных металлов и камней.
Мероприятия:

  • установление порядка валютных расчетов при экспортно-импортных сделках;
  • установления порядка обмена национальной валюты на иностранную;
  • система мер по регулированию курса СКВ (свободно-конвертируемая валюта) по отношению с национальной;
  • регулирование платежного баланса.

Функции аппарата управления финансами

Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные положения внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика страны. Президент издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджета, внебюджетных фондов, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, формирования органов финансово-кредитной системы, осуществляет контроль через Главное контрольное управление.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Рассматривает и утверждает федеральный бюджет и отчет о его исполнении, законы о налогах, сборах, неналоговых платежах, устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, законы и т. д.).

Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти и обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране. Издает инструкции, положения, методические указания по вопросам организации финансовой деятельности. Функции Минфина на региональном уровне выполняют финансовые управления.

Функции Министерства финансов:

  • координация бюджетной и денежно-кредитной политики;
  • разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
  • управление государственным долгом РФ, включая подготовку эмиссий государственных ценных бумаг, разработку программ государственного заимствования;
  • осуществление государственного финансового контроля;
  • лицензирование деятельности финансовых институтов;
  • приобретение в государственный фонд драгоценных металлов и камней;
  • методическое руководство бухгалтерским учетом предприятий (кроме банков);
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направления социально-экономического развития РФ.

Федеральная налоговая служба (ФНС) является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и прочих платежей. Ежемесячно представляет финансовым органам и органам федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налоговых и других платежей.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти и организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера - арендная плата, доходы от приватизации, доходы предприятий, находящихся в собственности государства и др. Пакет акций предприятий, принадлежит государству в лице этого федерального агентства.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти и контролирует поступление таможенных пошлин, осуществляет проведение проверок хозяйствующих субъектов по обязательствам уплаты таможенных пошлин.

Центральный банк РФ или банк России является федеральным органом исполнительной власти-это банк банков, посредник между государством и остальной экономикой, регулирует кредитные потоки в государстве, организует и контролирует деятельность коммерческих банков. Организует через свои подразделения (расчетно-кассовые центры) движение денежных средств по межбанковской системе. Не ведет операции с предприятиями и населением, его клиенты - коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также государственные организации. Деятельность ЦБРФ регламентируется законом РФ «О ЦБРФ (Банке России)» 1995 г.

Главная цель деятельности ЦБ РФ - укрепление позиций рубля как внутри страны, так и за рубежом.

Функции ЦБ РФ:

  • в соответствии с законодательством ЦБ РФ проводит единую денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля;
  • эмиссия наличных денег и организация их обращения;
  • кредитование коммерческих банков;
  • установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности коммерческих банков;
  • осуществление валютного контроля;
  • установление правил безналичных расчетов на территории РФ;
  • анализ и прогноз состояния экономики РФ. Инструменты, используемые ЦБ РФ в своей деятельности:
  • учетная ставка;
  • обязательные резервы - часть ресурсов коммерческих банков, внесенных на беспроцентный счет в ЦБ РФ;
  • операции на фондовом рынке - купля-продажа государственных облигаций;
  • лицензирование банковской деятельности;
  • валютные интервенции - целенаправленные операции ЦБ по купле-продаже иностранной валюты для ограничения динамики курса национальной валюты.

Федеральное Казначейство является федеральным органом исполнительной власти и выполняет следующие функции:

  • организация и контроль исполнения федерального бюджета;
  • кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в Центральном банке, исходя из принципа единства кассы);
  • предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета;
  • ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • обслуживание внешнего долга РФ совместно ЦБ РФ;
  • краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета и оперативное управление ими;
  • предоставление в Министерство финансов оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.

Счетная палата создается Федеральным Собранием и выполняет следующие функции:

  • осуществляет контроль за выполнением финансового законодательства,
  • осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению,
  • определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности,
  • поводит финансовую экспертизу проектов расходной части федерального бюджета, федеральных внебюджетных органов,
  • контролирует исполнение федерального бюджета, регулярно предоставляет Совету Федераций и Государственной Думе информацию о ходе исполнения федерального бюджета.
Источник: 
Рахимов Т.Р., Жданова А.Б., Спицын В.В. - Денежное обращение, финансы и кредит - 2011
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.