Генезис сознания, биологические и социальные предпосылки возникновения сознания

Фундаментальной предпосылкой возникновения сознания является, отражение, поэтому рассмотрение сути данного понятия является важной задачей.

Отражение представляет собой взаимодействие материальных объектов, в процессе которого изменяются их структурные свойства и признаки. Оно проявляет себя в том случае, когда предмет в процессе взаимосвязи с другими вещами воспроизводит их структуру, особенные черты и способ поведения. Иначе говоря, отражение есть способность предмета изменять свое состояние в ответ на воздействие извне. Простейшие формы отражения встречаются уже в неживой природе. Например, отпечатки растения или животного в доисторическую эпоху в горных породах, оставленный человеком след на снегу или мокром песке, изображение человека в зеркале и т.п. Отражение в таких процессах носит пассивный, изоморфный характер. Здесь нет никакой целесообразности и активности действий. В силу данного обстоятельства отдельные природные системы при взаимодействии между собой могут разрушаться, не воспроизводя в себе никаких отпечатков и следов отражения.

Особенностью отражения в неживой природе является также невостребованность его последствий (результата) на изменение поведения предмета. Присущая ему информация не выступает еще стимулом его активности, не становится ориентиром его действий в окружающей среде.

Так, нагревание под воздействием солнечных лучей неодушевленных предметов, скажем, скалистых гор, не приводит их в состояние активности и не стимулирует их поведения, так как у них отсутствует внутренняя программа, которая могла бы под воздействием информационного сигнала привести их в состояние активности.

Живые (биотические) системы способны не только испытывать внешние воздействия и соответственно изменять свое состояние, а активно себя проявлять в предметом окружении. На основе заложенной в них внутренней программы, они активно реагируют на воздействующие на них предметы, используя результаты их отражения в качестве ориентиров своего собственного поведения.

Исходной формой живого отражения является раздражимость. Под раздражимостью понимается реакция живого организма на воздействие извне, в которой проявляется в зародышевой форме определенная избирательность, активность, целесообразность и предметность действия. Эти признаки живого отличают его от других материальных систем, не имеющих таких свойств.

Следующей формой отражения в живой природе являете чувствительность. Она специфична по своей структурной организации и присуща только животному миру. Характернейшей ее чертой является проявление способности к ощущению. На основе ощущений, т.е. сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения и осязания и др.) живые организмы приобретают способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, запах, вкус, объем, форму, твердость, мягкость и т.п. Благодаря ощущениям животные приобретают способность реагировать не только на жизненно важные для них факторы внешней среды, но и на те, которые не имеют биологического значения, но несут для них определенную информацию. Отбор организмом необходимых для него жизнедеятельности внешних свойств предметов обусловливается внутренним состоянием и потребностями самого организма. С учетом своих особенностей он осуществляет отбор для себя биологически полезных веществ и исключает вредные, а в ряде случаев, и меняет и саму среду обитания (крот создает себе целый подземный город, бобры выстраивают плотины и т.д.). Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат (нервная система), который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой. Наличие у животных нервной системы позволило им устанавливать контроль над своим поведением в процессе взаимосвязи с внешней средой, что, в свою очередь, приводит к появлению у них психики.

Психическое отражение осуществляется в форме идеальных образов предметов объективной реальности, посредством мнений, восприятий и представлений. Оно материально по содержанию, так как зависит от реально существующих предметов, Ни в нем отсутствуют всяческие признаки их вещественного содержания, которые можно было бы воспринять органами чувств. Психическое отражение представляет собой не сам предмет, а его субъективный, идеальный образ.

Социальными предпосылками возникновения сознания являются труд и язык. В известном смысле можно сказать, что труд создал человека. Процесс его возникновения охватывает миллиарды лет и с однозначностью трудно определить временные рамки появления сознания. Вместе с тем можно определенным образом утверждать, что с момента изготовления искусственных орудий труда у человека начался и процесс формирования сознания. Ведь для того, чтобы сделать элементарный топор или копье, первобытному человеку необходимо было в голове образно представить конечный результат этих изделий. Формирование идеальных образов предметов, ранее не существующих в природе, и явилось началом возникновения сознания.

Следующей социальной предпосылкой сознания является язык. Он возникает на первых этапах формирования общества, когда у людей в процессе трудовой деятельности появляется потребность общения между собой, необходимость передать свои мысли посредством слов. Язык, следовательно, не существует сам по себе, он является средством выражения мыслей. Этот процесс может осуществляться различным образом: посредством разговорной, устной и письменной речи, мимики, жестов, музыкальных звуков, в полотнах живописи, различных рисунках, в математических знаках и формулах. В любом случае, мысли человека реализуются посредством слов. Мысль является мыслью только тогда, когда она обличается в материальную оболочку Слова и посредством речи находит свое непосредственное выражение. В этом заключается экспрессивная функция языка.

Язык кроме экспрессивной, имеет и ряд других функций. Посредством его осуществляется процесс общения между людьми, обмен их мыслями. Человек рассуждает всегда предметно настраивает своего собеседника на понимание того, о чем идет разговор, т.е. вызывает у него определенные мысли, — в этом состоит коммуникативная функция языка.

Особое значение язык имеет для передачи социального опыта. Он обеспечивает преемственность в развитии материальной и духовной культуры, транслирует определенные знания, умения и навыки от одних к другим поколениям людей. Все богатство духовной культуры прошлых исторических эпох, nocpедством языка воспроизводится в современных социальных системах. Мы имеем возможность читать произведения А.С. Пушкина, Л.H. Толстого, Ф.М. Достоевского только потому, что их мысли в виде семантических знаков были запечатлены в книгам и переданы нам по наследству. В данном аспекте язык выполняет аккумулирующую функцию.

Слова не только выражают суть отдельных понятий, которые обозначают реальные предметы, одновременно они воздействуют и на психику человека, вызывая у него различные эмоциональные состояния. Под воздействием слов человек может испытывать радость, восторг, ликование, горечь, печаль и т.п. Слова как лезвие бритвы могут глубоко ранить человека и в то же время возвысить его, придавая ему смысл особой значимости его существования. Магическая сила слов настолько велика, что под их влиянием человек может терять память (амнезия), подчиняться воле других людей (зомбирование) и пребывать в гипнозе. В данном случае проявляет себя сеггустивная функция языка.

Язык и мышление диалектически взаимосвязаны и друг без друга не существуют. Вместе с тем между ними есть и определенные различия. Язык материален, а мышление идеально. Язык обозначает предметы, а сознание их отражает. В отличии от мышления язык консервативен и в меньшей степени податлив к инновациям и изменению. Решая задачи возрождения национального самосознания и языка, следует помнить об этом и решать данные проблемы не кавалерийским наскоком, а медленным, эволюционным путем.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Темы: