Формы познания: сходство и различие

Существует давняя проблема: является ли психология наукой? И вызван этот вопрос тем, что психология имеет таинственный, не всегда явный предмет исследования, который включает, в частности, изучение движения глаз новорожденного ребенка; деятельность мозговых структур человека, решающего логические задачи; хищное поведение птицы сипухи; способы реакции человека на разные виды рекламы; абстрактные размышления людей, погруженных в горячие ванны и т.п.

Еще И. Кант в конце XVIII века утверждал, что невозможно создание науки психологии, подобно другим естественным наукам, так как в изучении тайн души невозможно применять математику и эксперимент.

Чтобы ответить на этот вопрос надо обратиться к представлениям о том, что такое наука.

Итак, наука - это одна из форм познания действительности, существующая наряду с такими способами как житейский, религиозный, художественный. Эти формы познания используются для изучения одних и тех же предметов и явлений нашего мира. Например, изучение проблемы чувств и эмоций человека может осуществлять в рамках научного исследования, о чем свидетельствуют труды таких авторов как К. Э. Изард, Е.П. Ильин, П.К. Анохин, П.В. Симонов, С. Шехтер.

Описания эмоциональных состояний человека также присутствуют в различных религиозных священных книгах, например, в библейской книге «Песнь Песней», воспевающей яркий любовный роман между Соломоном и Суламифью.

Литература изобилует тонким, изощренным анализом переживаемых человеком чувств, что отражено в классических произведениях Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского и др.

В жизни мы анализируем эмоциональные проявления в собственном поведении и поведении других людей и пытаемся сформулировать его принципы, например, в виде поговорок: «разлука усиливает чувства». Однако существует и противоположная присказка: «с глаз долой - из сердца вон». Подобных примеров в житейской психологии немало: «кто не рискует, тот не пьет шампанское» и «лучше синица в руке, чем журавль в небе»; «одна голова хорошо, а две лучше» и «много хозяек на кухне, обеда не видать». Эти диаметрально противоположные взгляды на одни и те же возникают из-за того, что люди интерпретируют поведение с собственной точки зрения, субъективно.

Наука отличается от других форм познания тем, что добывает объективные знания о мире. Наука руководствуется рациональным критерием, развивается на основе критицизма и скептицизма. Ее главный арсенал - логика, аргументы и доказательства, проверяемые и перепроверяемые факты. Во имя получения объективного знания наука подвергает сомнению любое знание и потому отвергает априорную веру.

Некоторые ученые утверждают, что наука является наиболее истинной формой познания. Однако можно ли определить, какая форма познания реальности «лучше»? Увы, нет такого общего критерия, с помощью которого можно было бы сопоставить и доказать, что научная картина мира является более верной. В чем-то похожая ситуация существует при попытке сравнить вес, длину, температуру и время: никто не в состоянии определить, что больше: 1 кг, 1 м, 1о или 1 сек.

По мысли В. С. Степина, (специалиста в теории познания, философии и методологии науки), есть такие аспекты человеческого опыта, которые необходимы для воспроизводства и развития социальной жизни, но которые не может выразить наука. Их выражают другие формы познания - художественное постижение мира, обыденное познание, религиозный опыт. Возникающие таким образом знания о человеке и мире ненаучны, но это не снижает их социокультурной ценности. В свое время Р. Фейнман, известный физик, лауреат Нобелевской премии сказал в шутку, что не все ненаучное плохо, например, любовь. Наука не исчерпывает собой всей культуры. Она является лишь одной из ее областей, которая взаимодействует с другими. И это взаимодействие выступает важным фактором развития, как науки, так и культуры в целом.

Наука - одна из многих форм мышления, развитых человеком, и не обязательно лучшая форма. Это видная, шумная и нахальная форма мышления, но ее внутреннее превосходство существует только для тех, кто уже сделал выбор в пользу определенной идеологии, и кто принял ее без какого-либо анализа ее преимуществ и границ.

Поль Фейерабенд

Таким образом, житейская, религиозная, художественная и научная формы познания сходны в том, что они могут иметь одинаковый предмет изучения. Существенное отличие научной формы познания от других заключается в том, что наука пытается выработать объективное знание о действительности и верифицировать (проверить) объективность получаемых знаний.

Все эти формы знания являются правомерными описаниями мира, и ни одна из них не существует отдельно без связи с другими. Остановимся подробнее на соотношении здравого смысла как составляющего обыденного познания и науки и выясним, является ли здравый смысл верным помощником или угрозой научному знанию.

Источник: 
Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко / Под науч. ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. 198 с.
Темы: 
Материалы по теме
Познавательное развитие подростка
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Чувственное познание
Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012...
Научное и ненаучное знание. Критерии научности
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Общая характеристика психических познавательных процессов
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Основы познавательных процессов
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Проблема познаваемости мира
Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012...
Формы научного познания: проблема, факт, гипотеза, теория
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Речь, как психический познавательный процесс
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Оставить комментарий