Механизмы межличностного познания

Механизм интерпретации  – заключается в соотнесении, отождествлении личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Основу механизма интерпретации составляет такое свойство человеческой психики, как сравнение своей личности, поведения и состояния с другими людьми. Механизм интерпретации может функционировать как осознанно, так и бессознательно и является одним из основных механизмов межличностного познания. Осознание механизма интерпретации происходит при возникновении трудностей понимания воспринимаемого (отклонение от норм поведения, ограниченность информации о нем и т. д.). Запуск механизма интерпретации облегчается сходством между воспринимающим и воспринимаемым.

Механизм идентификации –  это способ понимания другого человека через отождествление, уподобление его самому себе или самого себя с другим человеком. В работе этого механизма важная роль принадлежит воображению, которое формируется постепенно, и развито у разных людей неодинаково. Субъект познания как бы погружается в смысловое поле объекта, условия его жизни. Механизм идентификации может работать как бессознательно, так и осознанно, когда не срабатывает механизм интерпретации и воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Этот механизм осуществляется в рациональном (через рассуждение) и эмоциональном (через сопереживание, сочувствие, эмпатию) направлениях. Результатом механизма идентификации может быть:

  1. собственно идентификация себя с другим человеком через одинаковое с ним рассуждение, сочувствие, сопереживание и даже поведение;
  2. деидентификация через понимание и сопереживание, но автономное относительно этого человека поведение.

Механизм каузальной атрибуции –  приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. Этот механизм используется в случае, когда истинные причины поведения объекта не известны или недостаточно информации для их понимания.

Факторы, влияющие на меру и степень приписывания:

  1. степень типичности поступка (типичное поведение, предписанное ролевыми образцами легко поддается однозначной интерпретации) и его уникальности (уникальное поведение можно интерпретировать по разному, что дает простор для приписывания ему причин и характеристик);
  2. от степени социальной желательности (соответствия социальным и культурным нормам, способствующим однозначному объяснению) или нежелательности (с нарушением норм поведения и расширением диапазона возможных объяснений) поступка.

Виды приписывания:

  1. 1личностное – причина приписывается лично совершающему поступок;
  2. объектное – причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;
  3. обстоятельственное – причина приписывается обстоятельствам.

Механизм рефлексии другого человека  – осмысление субъектом того, как он сам воспринимается объектом. В результате рефлексии другого человека происходит тройное отражение:

  1. отражение мнения субъекта о себе;
  2. отражение этого мнения в сознании другого человека;
  3. отражение субъектом представления объекта о субъекте.

Для работы данного механизма необходим определенный уровень развития личности, ее способность к саморефлексии, познание других людей и фиксация признаков обратной связи от объекта. На основе обратной связи осуществляется постоянное слежение за объектом межличностного познания и коррекция процесса формирования образа воспринимаемого.

Функционирование механизмов межличностного познания происходит от простого (механизм интерпретации) к сложному (идентификация, каузальная атрибуция и рефлексия другого человека).

Ключевые слова: Познание, Коммуникация
Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Материалы по теме
Модели коммуникативной компетентности
Болотова А.К., Психология коммуникаций, 2015
Реклама как массовая коммуникация
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Развитие познавательных процессов у дошкольников
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Коммуникативная ситуация
Кабрин В.И., Ментальная структура и динамика коммуникативного мира личности
Познавательная активность как основа учения детей
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Теории межличностного взаимодействия
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология
Виды познания в философии
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Теоретические трактовки информационно-коммуникативных процессов
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий