Чувственная и рациональная стороны познания, формы и взаимосвязь. Критика сенсуализма, рационализма и иррационализма

В процессе познания можно выделить две ступени: чувственную и рациональную. Чувственная ступень познания является исходной, снабжающей человека первичным познавательным материалом в виде непосредственных чувственных ощущений и процесса восприятия. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Рациональная ступень познания надстраивается над чувственной, систематизирует и упорядочивает хаотичный чувственный материал.

Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление. Ощущение представляет собой отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств (рецепторы) и возбуждения нервных центров головного мозга. Ощущение фиксирует лишь отдельные свойства вещи (цвет, запах, вкус). Предмет в ощущениях дается не целостно, а фрагментарно. Ощущения разрознены, хаотичны, субъективны и индивидуальных. Если ощущения пассивны, то восприятие — это активный синтез разнообразных ощущений. Как форма чувственно ступени познания, восприятие включает в себя схватывание объекта как целого, обнаружение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, формирование чувственного образа. Восприятие отражает целостную совокупность признаков и свойств предметов. Ощущения и восприятия имеет место при непосредственном контакте субъекта и объекта познания. В представлении тоже создается целостный чувственный образ вещи, но он возникает на основе памяти (или является продуктом творчества, воображения), без непосредственного контакт субъекта и объекта познания. Какова роль чувственного познания? Можно ли с помощью только чувственной стороны познания раскрыта сущность предметов и явлений? По этому вопросу истории философии сложились различные точки зрения:
- Эмпиризм (от греч. - опыт) признает опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация чувственного опыта и принижение роли рационального познания. Как философское направление эмпиризм сформировался в XVI1-XVI11 вв. Представителями эмпиризма были Ф. Бэкон. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм. Логическим продолжением эмпиризма является сенсуализм (от лат. - восприятие, чувство), согласно которому ощущения и чувственные восприятия являются главными и даже единственными источниками знании. Основной принцип эмпиризма (сенсуализма) гласит: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сторонниками сенсуализма были П. Гассенди, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах.
- Рационализм в лице Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте, Г. Гегеля и др. признает, что сущность вещей познается только с помощью разума. Рационалисты придают решающее значение рационально-логической ступени нотация, хотя и не отрицают значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с объективным миром. Рационализм справедливо полагает, что при всем своем значении чувственное познание не позволяет постичь сущность вещей. Для этого требуется рациональное мышление.

Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие представляет собой форму мышления, отражающую существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Связь понятий в процессе мышления выражается в суждении - форме мысли, утверждающей или отрицающей что-либо о предмете. Умозаключение - третья форма логического мышления, когда на основе одного или более известных суждений делается новый вывод. В процессе познания чувственная и логическая стороны взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нет ни чисто чувственного, ни чисто логического мышления. Без рациональной ступени познания материал, получаемый с помощью органов чувств, предстает хаотичным многообразием, в котором нет единства и целостности. В свою очередь рациональное познание без опоры на чувственный материал становится выхолощенным и схематичным. Процесс познания, таким образом, носит чувственно-рациональный характер. Из данного положения вытекает ошибочность концепций сенсуализма, рационализма и иррационализма.

Сенсуалисты гиперболизируют роль чувственного познания и принижают значение рационального мышления. Однако действия разума наши ощущения и восприятия так и оставались бы бесформенным материалом для познания, бессистемной высотой хаотичных, неструктурированных субъективных ощущении.

Рационалисты, наоборот, полагают, что истинное знание можно получить только чисто рациональным путем, хотя без опоры на чувственный материал полученное знание будет носить безжизненный характер. Иррационалисты же считают, что постижение сущности явлений возможно не с помощью чувств и разума путем интуиции, внезапного озарения.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Темы: