Познавательная активность как основа учения детей

Известно, что начиная с четырех лет дети проявляют большую познавательную активность, не только исследуя различные предметы (что они делали и до этого), но и задавая взрослым массу вопросов. Поэтому познавательная активность детей дошкольного и младшего школьного возраста носит характер спонтанной вопросительности, когда ребенок проявляет любознательность к широкому кругу объективной действительности. Задавая вопросы, ребенок стремится понять сущность конкретных предметов и явлений, найти связи и зависимости между ними, сопоставить новый опыт с предшествующими знаниями, найти сходство и различие, хочет проникнуть за пределы воспринимаемого им мира.

Существуют различные подходы к классификации вопросов. Э. А. Баранова (2007), базируясь на классификациях, разработанных Н. Бабич, А. И. Сорокиной, Н. Б. Шумаковой, предлагает свой подход. Она делит все вопросы на поисковые и непоисковые.

Поисковые вопросы представляют собой форму вербальной поисковой (исследовательской) активности, возникающей при дефиците информации об объекте и направленной на получение необходимой информации о нем. Они включают четыре группы вопросов: продуктивные, идентификационные, вопросы-подсказки, вопросы-уточнения.

Продуктивные вопросы направлены на получение сведений и требуют ответа; делятся:
• на целевые — выясняющие предназначение, функцию вещи (Зачем? Для чего? Кому необходима?);
• на устанавливающие — нацеленные на установление объектов (Что это?);
• на определительные — нацеленные на выяснение возможных характеристик объекта (Какой? Сколько? Где?);
• на причинные — ориентированные на установление связей с другими объектами, выявление структуры, строения объекта (Почему? Как? С чем связан? Из каких частей состоит?).
Идентификационные вопросы выражаются в форме конкретного предположения вопросительного характера, они направлены на идентификацию объекта и его характеристик, делятся:
• на вопросы-дефиниции, представляющие собой выдвижение конкретных версий по поводу самого объекта (Это то?);
• на гипотетико-определительные вопросы, связанные с выдвижением предположений о свойствах и характеристиках объекта (Это такого цвета? Это такой формы? Это растет там? и т. п.).

Вопросы-подсказки нацелены на восполнение информации подсказывающего характера (С какой буквы? Сколько букв в слове?).

Вопросы-уточнения предусматривают уточнение ребенком ставящейся перед ним задачи (Что нужно делать?).

Непоисковые вопросы поделены на три группы: коммуникативные (для установления контакта), оценочные (для оценки хода осуществляемой деятельности) и отвлеченные.

С возрастом вопросы усложняются, у детей появляются неудовлетворенность ответами, сомнения и несогласия (Рамонова К. М., 1961; Сирбиладзе П. Г., 1966; Сорокина А. И., 1945). В то же время по сравнению с пиком вопросительной активности в возрасте 4-5 лет (Сирбиладзе П. Г.) или, по другим данным (Бабич Н., 1984), в 5-5,5 лет, на пороге прихода в школу число задаваемых детьми вопросов снижается (Шумакова Н. Б., 1985; Jersild, 1968; Hurlock, 1956). Ученые объясняют это снижение по-разному. Н. Бабич связывает его с негативным влиянием систематических форм обучения на развитие любознательности, креативности и уверенности в себе. Н. Б. Шумакова указывает, что одной из причин снижения количества вопросов является то, что дети начинают задавать вопросы самим себе, используя их как инструмент самопознания. Поэтому в действительности число вопросов не снижается, просто они переходят на качественно иной уровень: у старшего дошкольника появляется способность к обобщенному, опосредствованному познанию, абстракции, умственной переработке впечатлений, что создает основу для самостоятельного мышления.

Обстоятельный анализ спонтанной вопросительности детей младшего школьного возраста представлен в работе А. Н. Юшкова (1997). Он отмечает, что к концу 1-го класса в вопросах детей обнаруживается их способность удивляться тому, что один и тот же объект может пониматься разными учениками по-разному. Поддержка учителем всех высказывающихся и задающих вопросы приводит к тому, что к концу 2-го класса в вопросах, обращенных к учителю, появляется желание получить экспертную оценку высказанного. В 3-м классе, по данным А. Н. Юшкова, дети способны задавать концептуальные вопросы, фиксирующие проблемность в предметном содержании урока. Эта форма обращенности ко взрослому обнаруживает особое отношение к нему как к знатоку предмета и фиксирует теперь новое место взрослого в диалоге — от взрослого ожидается не оценка «гипотез», а способность обсуждать предложенные версии детей.
Баранова Э. А., 2007. С. 47.

По данным Э. А. Барановой, подавляющая часть вопросов, задаваемых детьми 5-8 лет, носит поисковый, познавательный характер. Среди них первое место во всех возрастных группах занимали идентификационные вопросы, однако у детей семи лет их количество резко уменьшалось (с 75 до 50%) при одновременном увеличении количества продуктивных вопросов.

Источник: 
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Темы: