Философская герменевтика

Термин герменевтика происходит от греческого слова hermeneutikos — касающийся объяснения. Этот термин связан с именем античного бога Гермеса. В древнегреческой мифологии Гермес — посредник между богами и людьми. Известно, что мифология — это синкретический тип мировоззрения, и одной из характеристик этого мировоззрения является слитность, нераздельность реального мира и фантазии. Гермес призван, с одной стороны, толковать людям волю богов, а с другой стороны, передавать богам пожелания людей.

Этот термин многозначен. Во-первых, это метод интерпретации письменных текстов, используемый с целью установить их истинный смысл. Примером такого понимания герменевтики может быть толкование текста Библии. Во-вторых, это философская ориентация, требующая интерпретировать каждое высказывание человека. В этом случае под «текстом» понимается всё, что выражено в искусстве, мифе, религии, науке, которые, кроме дословного значения, обычно содержат в себе скрытый смысл. Примерами такого понимания герменевтики могут служить концепция В. Дильтея о понимании текста; открытие в текстах неосознаваемых, коллективных архетипов, о которых писал Юнг. В-третьих, в современной философской герменевтике X. -Г. Гада-мер и П. Рикёр стремятся не только к выяснению и пониманию «скрытого» смысла текста, но к установлению «диалогического» контакта с исследуемым текстом (с его автором). Такое понимание герменевтики требует преодоления своеобразной «дистанции» между «текстом» и его интерпретатором, вследствие чего открываются все новые пласты смысла, и это приводит к активному и постоянному проникновению традиции (прошлого) в настоящее. С другой стороны, этот «диалог» взаимно обусловливает единство субъекта и объекта интерпретации и устанавливает особый способ существования субъекта, который проявляется в осознании своего собственного смысла (бытия), раскрываемого субъекту в герменевтической ситуации. В-четвертых, можно говорить также о теологической герменевтике, которая идет ещё от Августина Блаженного и Фомы Аквинского, отводивших в своих произведениях значительное место толкованию текстов Священного писания.

Как самостоятельное философское направление, герменевтика (и как теория истолкования текстов, и как наука о бытии, сущность которого состоит в понимании, и как теория истолкования текстов) возникла в XIX веке, а в XX веке стала весьма популярной. Среди наиболее известных авторов, которые внесли вклад в развитие герменевтики, можно назвать В. Дильтея (1833—1933), Мартина Хайдеггера (1889—1976), Ф. Шлейермахера (1868—1934), X. -Г. Гадамера (1900—2002), П. Рикёра (1913—2005), Г. Г. Шпета (1879—1937).

Основные проблемы герменевтики можно свести к двум:

  • возможно ли понимание, а если возможно, то, как его достичь;
  • как устроено бытие, сущность которого состоит в понимании.

Как правило, предметом исследования в герменевтике является текст (в широком смысле слова).

Основные понятия герменевтики:

  • «герменевтический треугольник», описывающий отношения между автором текста, самим текстом и читателем (интерпретатором текста);
  • «герменевтический круг» — под которым понимают циклический характер понимания;
  •  «герменевтическая ситуация» — случай, когда возникает необходимость правильного истолкования и понимания текста.

Понимание части текста (например, отдельного слова) невозможно без понимания целого, т. е. того предложения, в которое это слово входит. С другой стороны, понимание целого предполагает понимание частей, т. е. понимание слов, входящих в текст.

Рассмотрим теперь эти варианты понимания герменевтики более подробно.

В теологической герменевтике, да и в предшествующей древнегреческой философии, задача «герменев-тов» заключалась в толковании и интерпретации сакральных текстов («hermeneutika sakra»), под которыми понимались как теологические, так и юридические тексты. В средние века герменевтика приобрела форму экзегетики — комментариев Библии. При этом каждый фрагмент Библии толковался на четырёх уровнях: различали толкование буквальное (историческое), аллегорическое (собственно религиозное), моральное и анаго-гическое (мистическое). Так, например, если в Библии употреблено слово «Иерусалим», то в буквальном толковании оно означает город в Иудее, в аллегорическом — это Церковь Христова, в моральном — душа верующего, а в мистическом — Царство Божие.

Постепенно к интерпретации священных текстов, чем занималась «сакральная герменевтика», добавились как предмет интерпретации произведения художественной литературы и философские тексты античных философов, которые не имели непосредственного отношения к Библии.

Так возникла  «профанная  герменевтика» («hermeneutika profana»). Эти два вида герменевтики впоследствии положили начало теологической и филологической герменевтике.

Этапом развития в герменевтике были взгляды В. Дильтея, который является одним из представителей философии жизни и эту часть его учения мы уже рассмотрели ранее. Что касается герменевтики, Дильтей пытался оспаривать эффективность методики изучения природы путем внешнего наблюдения. Он был активным сторонником «вчувствования»: призывал реконструировать исторические события и внешние явления путем самонаблюдения, понимания событий методом их личностного «сопереживания», «вживания» в них как во фрагмент целого, как части всемирного единения природы и духа и т. п.

Дильтей отмечал, что своеобразие сферы, с которой имеют дело гуманитарные науки, заключается в том, что сам познающий субъект является частью этой сферы, которую следует познать. Отсюда он делает свой знаменитый вывод: «Природу мы объясняем, духовную жизнь мы понимаем». Вместе с тем В. Дильтей не противопоставлял «объяснение» и «понимание», считал, что понимание помогает объяснению. Понимание, по Диль-тею, совершенно необходимо для постижения того целого, каким является жизнь. Живое может быть познано только живым. Эта жизнь как целое, изоморфна жизни понимающего и объясняющего её. Дух в состоянии понять то, что рождено духом. Именно в этом В. Дильтей видит залог объективности: понимающий субъект и понимаемый им объект принадлежат к одному и тому же смысловому полю — к Жизни. Но понимание предполагает не только субъективное «сопереживание», «вчув-ствование», но и объективную реконструкцию того культурно-исторического мира, в котором определенный текст возник и объективацией которого является.

В. Дильтей приписывал герменевтике методологическую функцию. В его понимании герменевтика — это не некоторый аспект теории познания, а фундамент гуманитарного знания, («наук о духе») вообще. Такой подход к герменевтике развивается в ряде гуманитарных наук: в истории — это «понимающее схватывание» когда-то понятого предшествующим историком; в филологии — «познание познанного». Филологическое знание добывается в ходе реконструкции некоторого документа; но то, что подлежит реконструкции, представляет собой определенное знание. Литературное произведение — это документ, текст, в котором зафиксированы некоторые знания, которые являются результатом усилий того или иного индивида, автора. Эти фиксации в тексте несут в себе большее содержание, чем было ведомо самому автору текста. «Сообщаемое» не сводится только к тому, что этот автор стремился сообщить.

В литературоведении придается большое значение герменевтике, т. к. при исследовании любого литературного произведения необходимо максимально объективное его толкование. Текст литературного произведения рассматривается по отношению к эпохе, к литературному жанру, изучается текст и как проявление духовной жизни автора, которая, в свою очередь, является частью духовной жизнью эпохи. Таким образом, герменевтическое понимание текста литературного произведения — это всегда переход от частного к общему, а от общего к частному, по существу, это и есть движение по герменевтическому кругу.

Определенное внимание герменевтике уделял в начале своей творческой эволюции и Мартин Хайдеггер. Он пытался совместить герменевтику и экзистенциализм, но предпочел заниматься экзистенциальной философией. Однако его исследования в области онтологической проблематики герменевтики представляют интерес и сегодня. М. Хайдеггеру в этой области принадлежит заслуга в разработке учения об экзистенциа-лах, под которыми немецкий философ понимал условия человеческого существования. Автор этого учения различал два вида экзистенциалов: положенность и понимание.

  • Положенность: человеческое существование определяется не мышлением, а самим фактом пребывания человека в мире. Человек сначала есть, он существует, т. е. он «положен» в мире, а лишь затем он мыслит.
  • Понимание: человек осознает своё бытие, то, что он есть, т. е. он становится понимающим, а понимание — это истолкование и интерпретация. Человек определенным образом истолковывает своё бытие в мире, а это, по существу, и есть понимание им смысла своего бытия и своего места в этом мире. На этом основании М. Хайдеггер делает вывод об изначальной герменевтичности человеческого бытия.

Эти мысли М. Хайдеггер изложил в своем основном произведении «Бытие и время». Понимание здесь рассматривается не только как способ, метод познания, но и как способ бытия. Человеческое бытие — Dasein — есть с самого начала бытие понимающее. Из этих рассуждений М. Хайдеггер делает вывод об онтологическом характере герменевтического круга. Поскольку понимание — это не гносеологическая, теоретико-познавательная процедура, а часть самой структуры человеческого бытия, оно является фундаментальным условием этого бытия, то герменевтический круг не должен восприниматься как гносеологическая, познавательная трудность, поскольку он имеет онтологически обусловленный характер. Таким образом, в философской герменевтике понимание становится онтологической категорий, т. е. категорией бытия.

Этим философская герменевтика отличается от традиционной, где понимание рассматривается только как методологическая категория. Если в традиционной герменевтике целью является методически выверенная реконструкция, восстановление смысла текста, то в философской герменевтике целью является анализ структуры герменевтического опыта для раскрытия заключенного в этом опыте человеческого отношения к миру.

Традиционная герменевтика в основном разрабатывается в рамках теоретической герменевтики, т. е. герменевтики как теории интерпретации текстов. Здесь герменевтика — это учение исключительно о правилах и процедурах интерпретации.

Примером именно такого подхода к герменевтике может служить традиционная герменевтика итальянского историка права — Эмилио Бетти (1890—1970).

Э. Бетти разработал систему процедур и правил истолкования текстов в работе «Общая теория интерпретации».

По Бетти, понимание текста — это триадический процесс, включающий соответственно три этапа: рекогнитивный (узнавание), репродуктивный (воспроизведение) и нормативный (применение). Этим этапам соответствуют правила, называемые Бетти канонами, принципами интерпретации:

  • принцип автономии объекта, согласно которому этот объект обладает внутренней логикой существования;
  • принцип когерентности значения, т. е. воспроизведение объекта герменевтом в целостности его внутренних связей;
  •  принцип актуальности значения, согласно которому реконструируемое целое должно быть включено в интеллектуальный горизонт интерпретатора текста.

Мы рассмотрели предысторию герменевтики, её основную проблематику, основные понятия, виды герменевтики и пропедевтику герменевтики в трудах В. Дильтея и М. Хайдеггера. Больший акцент пока сделан на традиционную герменевтику как методологию исследования текстов. Но герменевтика своим предметом имеет и философский анализ текстов, т. е. она применяется как философский метод анализа текстов, или, по мнению многих философов, как одно из направлений неклассической философии XIX—XX веков.

Подлинная история философской герменевтики в современном понимании этого термина начинается с трудов её основателя — Фридриха Шлейермахера. К числу наиболее известных представителей философской герменевтики можно отнести также Ханса-Георга Гадаме-ра, Поля Рикёра, Юргена Хабермаса, Г. Г. Шпета.

Ключевые слова: Герменевтика, Философия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Философская герменевтика Фридриха Шлейермахера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философская герменевтика Ханса-Георга Гадамера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Николая Кузанского
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Рождение философии из мифологии
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Этика философии Иммануила Канта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Методы философии
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Философия Этьена Жильсона
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Развитие философии (XVIII в.) и идейно-философская борьба в России (XIX в.)
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Оставить комментарий