Этика философии Иммануила Канта

Этические взгляды И. Канта основываются на тех же положениях, что и теория познания, и его философская система в целом. Этика Канта оказалась более доступной для понимания современников и получила достаточно широкое признание, хотя некоторые обвиняли ее автора в субъективности, в формализме и др.

В основе этики Канта лежит идея автономии человеческого разума в области практических действий. Человек — это разумное существо, которое самостоятельно; точно так же, как в теории познания человек диктует природе законы ее функционирования, так и в области практических действий человек абсолютно самостоятелен. Никто и ничто, кроме его самого, не можем влиять на его действия и на его нравственный выбор, от которого эти действия зависят.

И. Кант подчеркивает такие сущностные характеристики человека, как разум, свобода, независимость, и поэтому этику Канта иногда называют «автономной этикой», чтобы подчеркнуть, что это этика субъектов свободных, разумных и независимых. Эту этику называют еще и «этикой субъективной мотивации». Именно субъект деятельности оценивает ценность своих действий, и именно мотивы субъекта деятельности склоняют его волю к тому или иному поведению, поступку. Кант считал, что нравственный человек руководствуется в своем поведении доброй волей, т. е. нравственным может считаться тот, кто руководствуется мотивом творить добро.

Добрая воля у Канта в его этике концентрирована в понятии «обязанность», «долг». Нравственный человек поступает так с позиций его обязанности, долга поступать именно так, а не иначе. Такая этика называется ригористической, категорической, она должна быть подчинена только моральному закону. Этот моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, И. Кант называет категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Имеются и другие интерпретации категорического императива:

  • поступай так, чтобы твои поступки были образцом для всех;
  • поступай так, как бы ты хотел, чтобы другие люди поступали по отношению к тебе;
  • поступай по отношению к другим людям так, чтобы они не были для тебя средством, а только целью.

И. Кант называет нравственное сознание практическим разумом, он выше теоретического разума. В практическом разуме человек должен руководствоваться не теоретическим разумом — рассуждениями, а чувством долга. Человек, будучи природным существом, должен подчиняться законам практического разума — нравственным установлениям.

В третьей книге — «Критика способности суждения» — И. Кант выдвинул идею всеобщей целесообразности. Эта идея проявляется:

  • в природе: все в природе имеет свой смысл — в организации живой, неживой природы, в строении организмов, в размножении, в развитии;
  • в эстетике: человек наделен способностями, которые должен максимально эффективно использовать в различных сферах жизни и культуры.

В антропологии и в социально-политической науке И. Кант развивал следующие взгляды:

  • человек наделен изначально злой природой;
  • спасение человека возможно только через нравственное воспитание и приучение человека жестко следовать в своем поведении моральному закону — категорическому императиву.

В отношениях между государствами и народами, а также в рамках каждого общества И. Кант был сторонником демократии, приоритета права. Он осуждал войны и считал их преступлениями против человечества, утверждал, что наступит время, когда войны станут экономически невыгодными и будут запрещены законом.

Историческое значение философии И. Канта невозможно оценить. Так, впервые было дано объяснение возникновения Солнечной системы из вращающейся туманности, состоящей из разреженных в космосе частиц материи. К тому же это объяснение было основано не на догадках и интуиции, а на достижениях естествознания Нового времени, в частности на механике И. Ньютона. Кант обосновал идею развития Вселенной, это была предпосылка понимания развития космоса как процесса возникновения, развития и гибели космических тел. В теории познания И. Кантом была выдвинута идея о наличии границ в познавательных способностях человека. Разработана система категорий как предельно широких понятий, которые составляют логическую структуру мышления.

В этике И. Кантом создана уникальная теория нравственности и сформулирован основной закон этики — категорический императив. Поставлен вопрос о значении демократии и права не только в каждом отдельном обществе и государстве, но и в международных отношениях. И. Кант выдвинул также весьма гуманную гипотезу о движении человечества к всеобщему вечному миру как в силу объективной невыгодности войны по экономическим соображениям, так и в силу осознания человечеством необходимости их запрета посредством соответствующего международного права.

Ключевые слова: Кант, Философия, Просвещение, Этика
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы классической философии. — М.: Прометей, 2018. — 457 с.
Материалы по теме
Идеи философии Иммануила Канта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия в период от эпохи Возрождения к эпохе Просвещения
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Немецкая классическая философия XIX в.
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Философия Жан-Жака Руссо
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Французский материализм XVIII века
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Идеи и философия Г. Лессинга и И. Гердера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Классическая - немецкая философия. Философия Канта: докритический и критический периоды
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Философия Иоганна Г. Фихте
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Оставить комментарий