Идеи философии Иммануила Канта

Выдающийся философ (1724—1804 гг.) родился в Кенигсберге (польский город Крулевец, русский — Калининград) в семье ремесленника шотландского происхождения. Иммануил Кант впоследствии лично изменил написание своей фамилии, заменив латинское «С» на «К».

Отец Иммануила Канта изготавливал седла и сбрую для лошадей. Мать была глубоко верующей протестанткой и занималась домашним хозяйством. С детских лет и до глубокой старости Иммануил Кант отличался исключительной скромностью, был человеком пунктуальным и непритязательным.

В школе И. Кант изучал в основном классиков философии, а позднее в местном университете изучал еще физику и математику. После окончания университета вначале работал в качестве гувернанта (домашнего учителя), обучая детей из местных благородных прусских семейств, использовал эти годы для самообразования. В 1755 году получил место приват-доцента по физической географии, психологии и философии. Эта должность была такой, что вознаграждение за ее выполнение он получал от родителей, которые платили за обучение своих детей в университете, а не за счет государственной казны.

Иммануил Кант долго оставался на должности гувернанта, довольно низко оплачиваемой должности, исполняя одновременно обязанности заместителя библиотекаря в замке. Более высокий статус в университете он не смог занять до 46-летнего возраста из-за отсутствия вакантной должности и военных действий в период Семилетней войны. Только в 1770 году И. Кант получил кафедру. В 1768 и 1788 годах И. Кант исполнял функции ректора университета в Кёнигсберге. За публикации по религиозной тематике был повергнут острой критике со стороны прусского правительства, и ему было запрещено заниматься исследованиями в области религии.

И. Кант был неординарным человеком. Был пунктуален до того, что, говорят, обыватели могли проверить свои часы по времени, когда он выходил на послеобеденную прогулку. Жизнь провел в одиночестве, хотя утверждают, что у него была невеста и было назначено время для венчания, однако, И. Кант на два часа опоздал на собственную церемонию брака, т. к. в это время ему попалась очень интересная книга. Он решил после этого, что недостоин иметь семью. Ходит легенда, что он якобы говорил, что философия — это не для женского ума, и у женщины, которая рискнет изучать философию, отрастут усы и борода. Его любили студенты. Будучи философом, без преувеличения, с мировой славой, он всю жизнь провел в своем родном городе. Умер в 1804 г. , похоронен в родном городе. Надпись на саркофаге гласит: «Звездное небо — надо мной, нравственный закон — во мне».

Сам И. Кант свое становление как ученого разбил на два этапа. Первый этап, который он определил как докритический, характеризуется его занятиями в области естествознания и астрономии, в частности, космологии. Наиболее значимое произведение этого периода — «Всеобщая естественная история и теория неба». Достаточно было бы только этой работы, чтобы его имя навсегда осталось в истории науки. В этой работе он исходит из предпосылки единства материи и движения, материи и ее законов. Сформулированная им гипотеза о возникновении Солнечной системы и аналогично всей Вселенной не потеряла своего значения до нашего времени и известна как теория Канта-Лапласа (Лаплас сформулировал эту же гипотезу независимо от Канта). В этой теории утверждается, что небесные тела образовались из туманности благодаря движению и действию сил отталкивания и притяжения. Эта гипотеза практически отрицает идею сотворения мира, и это проявление принципа историзма в естествознании.

К этому же периоду относятся работы по методологии философского познания, в том же числе и его докторская диссертация на тему «Новое освещение первых принципов метафизического познания».

В докритический период, исследуя проблемы бытия, природы, космологии, естествознания, И. Кант большое внимание уделяет проблеме развития. Кроме уже названной гипотезы о происхождении Солнечной системы, Кант сделал революционные для этой эпохи выводы:

  • природа имеет свою историю во времени (начало и конец);
  • природа постоянно изменяется и развивается;
  • движение и покой относительны;
  • все живое на земле, включая человека, — это результат эволюции (развития).

Кроме того, Иммануил Кант выдвинул идею классификации животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас.

Вместе с тем, ему не удалось преодолеть некоторые стереотипы средневекового мышления: законы не являются внутренне присущими материи, объективными, а имеют внешнюю причину и этой внешней причиной является Бог.

Второй этап собственного развития как ученого И. Кант называет критическим. К основным произведениям этого периода необходимо, прежде всего, отнести три его трактата:

  • «Критика чистого разума», в которой рассматриваются проблемы теории познания, исследуются проблемы границ достоверного познания.
  • «Критика практического разума», в которой И. Кант исследует проблемы этики. В этом трактате он решает вторую важную проблему той эпохи — исследует проблему человеческой свободы. Он критикует детерминизм, выступает против истолкования человека как пассивного создания природы. Размышления о человеческой свободе и ответственности и о критериях нравственного поведения человека — основное содержание этого трактата.
  • «Критика способности суждения», в которой И. Кант излагает теорию эстетического суждения, а также анализирует теорию эстетического отношения к миру с позиций теологии.

И. Кант считал, что духовные интересы человека выражаются в следующих вопросах:

  • Что я могу знать?
  • Что я должен делать?
  • На что я смею надеяться?
  • Что такое человек?

Ответы на эти вопросы должны были представить составные части философской системы, которую строил И. Кант: на первый вопрос ответ дается в метафизике, т. е. в философии; на второй — в этике, науке о морали; на третий — в религии и на четвертый — в антропологии.

В центре философии И. Канта — человек, которого он считает активным и деятельным.

Теория познания И. Канта

В теории познания Кант выступает как агностик. Он утверждает, что познать действительный мир, окружающую действительность невозможно. Предшественники И. Канта в качестве главных аргументов непознаваемости мира называли чаще всего тот факт, что невозможно познать бесконечный мир, который к тому же изменчив, конечным набором человеческих чувств, каждое из которых, в свою очередь, тоже ограниченно. Так, у человека пять чувств, но они ограниченны; мы не видим ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, а воспринимаем только видимый спектр от 440 до 760 миллимикрон; мы не слышим ультра и инфразвук и т. д. Следовательно, трудности познания предшественники И. Канта стремились аргументировать особенностями объекта познания.

И. Кант выдвигает гипотезу, что причиной трудностей познания является не объект — действительный мир, а субъект познавательной деятельности — человек, вернее, его разум. Возможности разума ограниченны: как только он пытается выйти за собственные рамки, он наталкивается на неразрешимые противоречия. И. Кант выделяет четыре таких противоречия, которые он называет антиномиями. Он считает, что с помощью разума можно доказать одновременно два взаимоисключающих друг друга противоположных утверждения.

Первая антиномия — ограниченность пространства и времени — включает в себя два тезиса:

  • мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве;
  • мир не имеет начала во времени и безграничен.

Вторая антиномия — простое и сложное — включает в себя два тезиса:

  • существуют только простые элементы и то, что состоит из простых;
  • в мире нет ничего простого, он делим до бесконечности.

Третья антиномия — свобода и причинность — включает в себя два тезиса:

  • существует не только причинность по законам природы, но и свобода;
  • свобода не существует. Все в мире детерминировано, причинно обусловлено, эта причинность носит жесткий характер и осуществляется по законам природы.

Четвертая антиномия — наличие Бога — включает также два тезиса:

  • Бог есть, и он безусловно необходимое существо, причина всего сущего;
  • Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа — причины всего сущего.

Наличие антиномий и невозможность доказать или опровергнуть один из тезисов антиномии, по Канту, есть доказательство ограниченности человеческого разума в познании.

И. Кант выделил три вида знаний:

  • Знание a priori — т. е. доопытное, врожденное человеческое знание, которое изначально содержится в разуме человека и не требует никакого опытного доказательства. Знание a priori — достоверное и всеобщее.
  • Знание a posteriori — это знание полученное человеком в результате опыта. Это знание вероятностное, предположительное; каждое такое знание необходимо проверять. Опытное знание, считает Кант, способно делать ошибки, оно не может считаться достоверным и всеобщим.
  • Знание в виде «вещи в себе». В философии И. Канта понятие «вещь в себе» — центральное понятие не только в теории познания, но и во всей философии. «Вещь в себе» — это внутренняя сущность вещи, она не доступна человеческому разуму и никогда не может превратиться в «вещь для нас», т. е. в познанную вещь.

Кант выделяет два мира:

  • Мир «вещей в себе», который он называет миром ноуменов. Эти ноумены существуют объективно, вне и независимо от нашего сознания и вне его. Именно они оказывают воздействие на органы чувств человека и вызывают ощущения. Разум человека приводит эти ощущения в систему, и в человеческом разуме возникает целостная картина внешнего мира. Однако эта картина не имеет ничего общего с действительным миром. Это только видимый мир.
  • Второй мир — это мир явлений «вещей в себе» нам, это образы внешнего мира. Кант называет этот мир миром феноменов.

Человек может познать только мир феноменов, а реальный мир абсолютно не может быть познан разумом, он принципиально не познаваем.

Таким образом, Кант считает, что агностицизм имеет как внешние причины (внутренняя сущность вещей в себе), так и внутренние, которые обусловлены особенностями самого разума — невозможностью с помощью разума разрешить противоречия — антиномии.

Что касается познания феноменов, то И. Кант утверждал, что существуют «два пня» познания — чувственное и рациональное. Каждое из этих видов познания дает человеку знание о феноменах, а сравнение результатов чувственного и рационального познания дает нам гарантию истинного знания о феноменах.

И. Кант критиковал основные теоретико-познавательные доктрины эпохи Просвещения — эмпиризм и рационализм. Он утверждал, что знание, полученное только в результате опыта, наглядно, но оно лишено понятийного мышления и поэтому слепо; знание же, полученное только с помощью мышления без наглядности, пусто. Одновременно он не считал возможным получение знания о действительности путем соединения чувственного и рационального познания. Мы уже говорили, что у И. Канта познаваем лишь мир феноменов. Здесь он все же считает, что разум не способен ничего наблюдать, а чувства не способны мыслить, и отсюда лишь их соединение дает возможность познания.

Теория познания Канта носит двойственный характер. С одной стороны, И. Кант считал, что «вещи в себе», воздействуя на органы чувств человека, порождают хаос ощущений. Следовательно, именно мир «вещей в себе» является причиной ощущений человека. Такая позиция может быть определена как материалистическая. Однако последующие рассуждения И. Канта приводят его на позиции агностицизма и идеализма. Хаос ощущений, вызванный «вещами в себе», мы приводим в порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть результат действия разума человека: это связь, приписываемая разумом природе, именно разум предписывает законы природе. Мы познаем только явления «вещей в себе» нам, т. е. феномены. Абсолютное познание «вещей в себе» невозможно. Кант не был оптимистом и романтиком в теории познания, не верил в безграничные силы человеческого познания, называл эту веру догматизмом.

В теории познания Кант рассматривал, как создается наше знание о действительности и как представления познающего субъекта относятся к предмету познания, как чувственное познание создает возможности для создания общих суждений, относящихся к действительному миру. Кант определил эту проблему как трансцендентальную. Кантовская теория познания имеет априо-рический характер, она отрицает традиционный взгляд на отношения между предметом (объектом) и субъектом познания и указывает на приоритет именно субъекта в познании. Сам И. Кант назвал такой новый подход к теории познания «коперниковским переворотом» в теории познания.

Заслугой Канта в философии является его учение о категориях, т. е. о предельно широких философских понятиях, с помощью которых можно описать все сущее. Он выделяет 12 таких общих понятий и дает классификацию этих категорий, разбив на четыре класса по три в каждом. С помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность и упорядочивает хаос ощущений.

Примечательным в онтологии И. Канта является его отрицание объективности пространства и времени. Он утверждает их априорность. В мире существует хаос, и человек приписывает вещам действительного мира их существование в пространстве и во времени постольку, поскольку ему удобно так мыслить. Самим вещам пространство и время не присущи.

Кант назвал свою философию трансцендентальной, так как исследовал всеобщие (выходящие за пределы индивида и его разума) предпосылки познания.

Ключевые слова: Просвещение, Кант, Философия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы классической философии. — М.: Прометей, 2018. — 457 с.
Материалы по теме
Этика философии Иммануила Канта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Немецкая классическая философия XIX в.
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Философия Жан-Жака Руссо
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Французский материализм XVIII века
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Классическая - немецкая философия. Философия Канта: докритический и критический периоды
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Идеи и философия Г. Лессинга и И. Гердера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Иоганна Г. Фихте
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Фридриха Шеллинга
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Оставить комментарий