Иоганн Г. Фихте (1762—1814 гг.) родился в достаточно бедной саксонской семье. Главой этой семьи был швед, который создал свою семью в период тридцатилетней войны. Вряд ли эта семья могла быть названа счастливой: в ней систематически происходили ссоры, атмосфера в семье была напряженной практически все время, что было в значительной степени вызвано недостатком средств. Эта атмосфера, конечно, наложила определенный отпечаток на Иоганна Фихте, который, несмотря на трудности, рос довольно способным ребенком, обладающим феноменальной памятью.
Способности мальчика из бедной семьи не остались незамеченными местным пастором, а затем нашелся и другой покровитель (фон Мильтиц), который оплатил его учебу. После окончания школы Иоганн Фихте учился в университетах Иены и Лейпцига. Смерть мецената поставила Фихте перед необходимостью работы в качестве учителя в богатых семьях. В этой роли он работал сначала в Цюрихе, а затем в Варшаве.
Заработанные учительским трудом деньги Фихте потратил на путешествие в Кенигсберг. Здесь он встретился с И. Кантом и пытался получить у него некоторую сумму денег в долг, однако Кант отказал ему в этом. Тогда И. Г. Фихте за несколько недель написал труд «Опыт критики всяческого откровения», который весьма высоко был оценен И. Кантом. Кант рекомендовал этот труд к изданию знакомому издателю. Книга была, в силу некоторых технических причин, издана анонимно. Многие читатели и философы приняли эту книгу как написанную Кантом, а ее издание анонимно объясняли старой проблемой И. Канта с Министерством культов и требованием прусского короля от Канта молчания относительно проблем религии. Фихте считал, что нужно огласить правду относительно авторства этой книги, которая была написана с некоторым подражанием И. Канту, однако, последний сам, опережая И. Г. Фихте, опубликовал свидетельство, в котором утверждал, что действительным автором книги является И. Г. Фихте.
Фихте приветствовал Великую французскую революцию и под ее влиянием отстаивал в своих публикациях право на свободу мысли, он был достаточно радикальным мыслителем. Хотя это все и не нравилось властям, тем не менее его известность в Германии стала такой, что уже ничто не могло затормозить его научной и преподавательской (университетской) карьеры.
Начал карьеру И. Г. Фихте в Иенском университете, однако после пяти лет работы (1794—1799) вынужден был оставить кафедру в университете из-за обвинений в распространении атеизма. Он обосновывал право личности на свободу мысли и слова и считал, что именно они составляют сущность нравственной природы человека. Личность также имеет право обвинять такое правительство, которое не отвечает ее целям. Эти мысли, а также написанные им труды принесли ему большую популярность. Однако его утверждение о том, что разум человека обязательно приводит к мыслям и к выводам исключительно атеистическим и фаталистическим, конечно же, не понравилось религиозным и светским властям. Тем не менее в 1809 году Фихте становится первым избранным ректором Берлинского университета.
В Берлинском университете, только недавно открытом, И. Г. Фихте сотрудничает с Фридрихом Шлеглом и Фридрихом Шлейермахером. Даже король Пруссии, услышав обвинения Фихте в атеизме, ответил, что это дело Бога. В Берлине Фихте пишет труд «Назначения человека». Эта книга вызвала острую критику берлинских философов того времени, в том числе и Г. В.Ф. Гегеля. К числу других работ Фихте можно отнести «Основные черты нашей эпохи», «О назначении ученого» и др.
Фихте считал философию фундаментом всех наук — «учением о науке». Он, подобно Канту, создает критическую философию, которую осознанно противопоставляет предшествующим догматическим философским системам. При этом он утверждает, что причиной догматизма является акцент философских рефлексий на вещи, на субстанцию, в то время как критическая философия приоритет отдает сознанию и именно из сознания выводит весь мир. Как видим, уже эта посылка философии И. Г. Фихте свидетельствует о том, что он субъективный идеалист.
Фихте, будучи учеником Канта, видит противоречия в философии учителя, и прежде всего в главном исходном тезисе кантовской философии и теории познания — разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого мира «вещей в себе». Это противоречие, а равно учение Канта об антиномиях, об ограниченных возможностях человека в познании, по мнению И. Г. Фихте, окончательно лишает философию возможности объединить бытие и мышление. Пожалуй, первым в философии Фихте развивает так называемую «Я-концепцию», чтобы преодолеть недостатки философии И. Канта.
Фихте отвергает учение Канта о «вещах в себе»; единственной реальностью провозглашает внутренне субъективное человеческое «Я», в котором заключается весь мир. Таким образом, Фихте решает проблему единства бытия и мышления: бытие он помещает внутри мышления. Жизнь, считает Фихте, проходит исключительно внутри субъективного «Я»; вне мышления, вне «Я» самостоятельная окружающая действительность не существует. «Я» — это не просто сознание человека, это творящая сила, наддействительность, высшая субстанция (по аналогии со Спинозой и Декартом — Бог), это движение, вместилище окружающего мира.
Взаимоотношения «Я» с окружающим миром Фихте подчиняет триаде «тезис — антитезис — синтез»:
- Абсолютное «Я» полагает самое себя;
- «Я» полагает (образует) «не-Я», т. е. внешнюю окружающую действительность;
- «Я» (активное начало, субъект, сознание человеческой личности) взаимодействует с «не-Я» (окружающим миром) внутри «Абсолютного Я» (высшей субстанции).
Взаимодействие «Я» и «не-Я» внутри «Абсолютного Я» может быть практическим (от «Я» к «не-Я») и теоретическим: от «не-Я» к «Я» — передача информации из «не-Я» в «Я».
Итак, у Фихте «Я» есть единство противоположностей: человеческого «Я» и «Абсолютного Я» т. е. божественного; индивидуального и абсолютного.
Природа «не-Я» не самостоятельна. Она только кажется самостоятельной, потому что от нашего сознания скрыта деятельность «Абсолютного Я», которая породила «не-Я».
У Фихте основная проблематика философии лежит в сфере познания. Он меньше внимания уделяет проблеме онтологии, а сосредотачивается на проблеме «Как возможно научное знание?» Поэтому Фихте определил свою философию как «наукоучение». Все содержание знания и его формы Фихте выводит из «чистого Я». Однако в отличие от субъективного идеализма Дж. Беркли и Д. Юма Фихте больший акцент делает на человеческой активности.
В социальных взглядах И. Г. Фихте выражал интересы немецкой буржуазии, он выступал за устранение феодальных и установление буржуазных общественных отношений, за национальное объединение Германии. В период оккупации Германии войсками Наполеона он написал труд под названием «Речи к немецкой нации», в котором призывал немецкий народ к единству в борьбе за освобождение Германии от французских завоевателей и за политическую независимость Германии.
Как это часто бывает, к концу своей жизни И. Г. Фихте отошел от своих слишком радикальных взглядов, от высокой оценки Великой французской революции; все чаще начал включать в свои произведения откровенно религиозные положения. Фихте не был революционером и не был сторонником «экспорта» французского опыта на немецкие земли. Он хотя и требовал свободы мысли и слова, но одновременно хотел сохранить социальный мир. Более того, в обращении к князьям Европы он предостерегал от нежелательных последствий Великой французской революции и направил призыв к главам европейских государств вернуть людям свободу добровольно, чтобы предотвратить социальную катастрофу.
Таким образом, стремление к свободе, но без революционных методов, — это характерная черта социальных взглядов И. Г. Фихте. Его понимание свободы — это следствие его нравственной концепции и субъективноидеалистической философии. Фихте считал, что свобода — это добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история — процесс распространения свободы. Основой же всеобщей свободы Фихте считает наделение всех частной собственностью.
Философия Фихте — это деятельностная философия, философия свободы. Она интересна, прежде всего, именно деятельной стороной субъекта. В противоположность созерцательному метафизическому материализму Фихте рассматривает мир как деятельность человека. Это заметный шаг вперед в философском осмыслении природы человека и общества, их отличия от природных явлений.
Наконец, отметим, что субъективный идеализм И. Г. Фихте не был последовательным. Начав из утверждения, что «Я» творит (полагает) «не-Я», он все же приходит к выводу, что существует «абсолютное Я» — объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, а такая позиция может быть отнесена уже к объективному идеализму.
Многие идеи И. Г. Фихте были использованы в развитии немецкой классической философии Ф. В. Шеллингом и Г. В.Ф. Гегелем.
Умер И. Г. Фихте в достаточно молодом возрасте от тифа, заразившись от больной жены, которая оказывала помощь раненым на войне солдатам.