Философия морали: должное и сущее

Мораль (лат. moralitas) — понятие европейской философии, используемое для обобщённого выражения сферы высших ценностей и долженствования. Данный термин (и его синоним «нравственность») служит для обобщения того среза взаимоотношений, который на бытовом уровне именуют «неписаным правом». Для характеристики социальных процессов и явлений, находящихся в фокусе этики (философии морали), используют разветвлённый понятийно категориальный аппарат.

На протяжении всей истории философии выкристаллизовались две основные этические теории — теория норм и теория добродетелей. Этика норм отражает ту сторону морали, что связана с формами организации или регуляции поведения, привитием и культивацией определённых ценностей (норм), вменяемых в исполнение людям. Этика добродетелей указывает на личностный аспект морали, на то, каким должен быть сам человек, дабы реализовать должное (идеальное) и правильно вести себя в обществе.

Из всех форм общественного сознания мораль наиболее тесно и наиболее очевидно связана с каждой личностью. Она проникает в неё и существует вместе с ней повседневно. Человек может дистанцироваться от политики, считать себя аполитичным и жить в соответствии с этими принципами, немалая часть современных землян — это атеисты, отвергающие Бога и богов, а также какие-либо религии; наконец, люди могут не иметь среднего или высшего образования и быть очень далёкими от науки, но без представлений о добре и зле, правде и лжи, дружбе, любви они не могут. Эту идею прекрасно отражает поэтическая строка Николая Доризо: «Жить без любви, быть может просто, но как на свете без любви прожить?»

Ядром этики как отрасли философии и учебной дисциплины выступает этикет649. Обобщая и немного упрощая встречающиеся в научной и справочноэнциклопедической литературе определения, можно сказать, что данный термин подразумевает наличие правил, соблюдаемых участниками деловых отношений в некоторых сферах, профессиях (Э. педагогический, дипломатический, гостеприимства и пр. отраслей сферы услуг) и конкретных ситуациях (приветствие, обращение, знакомство, представление, приём посетителей и гостей, вручение персональных и корпоративных визитных карточек, выплата чаевых, Э. застольный, телефонный и т. д.).

Вузовские учебники, учебные пособия и научно-популярные брошюры по этике делового общения, кодексы поведения и корпоративные регламенты, а также многочисленные сайты деловой информации изобилуют разнообразными материалами, которые не так просто систематизировать, как может показаться. С одной стороны, здесь многое ясно едва ли не каждому школьнику; с другой стороны, далеко не все готовы следовать тем или иным правилам, а некоторые условности делового этикета являются, мягко говоря, спорными.

Из океана печатных материалов, рассчитанных на широкую публику, мы взяли для примера лишь одну заметку, содержание которой предлагаем изучить и оценить самостоятельно. На выбор в пользу данной публикации повлияли три фактора: а) броский заголовок — «Полный провал. 15 правил этикета, которые мы нарушаем», б) известное в России издание — «Аргументы и факты», в) указание, что автором статьи является профессионал — педагог-консультант по этикету и деловому протоколу Татьяна Николаева.

По версии Т. Николаевой, перечень основных правил таков:

  • «Дама-огонь». Если женщина просит мужчину прикурить, не надо подносить ей зажигалку близко к лицу. Сначала зажгите её в стороне и лишь после этого подносите, но сделайте это так, чтобы женщине не пришлось наклоняться к вашей протянутой руке (отметим, что это правило вызвало неоднозначную реакцию у читателей, благожелательных и нейтральных комментариев о «Курящей Даме» оказалось немного);
  • «В шахматном порядке». На любом застолье мы обычно рассаживаемся, как кому нравится. Но в идеале гости должны сидеть в шахматном порядке: мужчина — женщина, мужчина — женщина;
  • «Музыку заказывали?» Слушать музыку или смотреть фильмы в общественном месте можно только в наушниках. Однако есть люди, которые искренне убеждены, что это правило не распространяется на детей, поэтому ... включают им какой-нибудь мультик на планшете на полную громкость. Подобное поведение недопустимо!
  • «Ненужная помощь». Дамская сумка должна находиться в руках женщины. Даже если аксессуар довольно массивный, мужчинам не стоит предлагать свою помощь;
  • «Гости и полотенца». Брать хозяйские полотенца — дурной тон. Тем, кто ожидает гостей, заранее нужно побеспокоиться ... и, например, подготовить одноразовые бумажные полотенца;
  • «Бусы прочь». Сочетание — цепочка, брошь и бусы — грубое нарушение этикета. Однако есть один нюанс: часы украшением не считаются, если конечно, они не покрыты сверху донизу стразами и бриллиантами;
  • «Спрячьте крестик». Крестик — это прежде всего символ веры, поэтому носить его нужно ... под одеждой, а не демонстрировать окружающим;
  • «Яна, Катя, Василиса». Некоторые женщины очень любят подвески со знаками зодиака или даже своими именами. На самом деле подобные вещи — это невероятная пошлость, приличные люди их не носят;
  • «Это вам не ободок». У россиян есть какая-то необъяснимая привычка носить очки на голове, как ободок. Делать так можно только на пляже, при условии, что вам нужно что-то рассмотреть, и вы буквально на несколько секунд сдвигаете аксессуар наверх. Однако ходить в таком виде продолжительное время не рекомендуется даже там, не говоря уже о городе;
  • «Глаза в глаза». Когда ведёте беседу с человеком глаза в глаза, снимайте солнцезащитные очки! Это необходимо ... даже в том случае, если ... просто нужно уточнить у прохожего какую-то информацию. Оставить очки на лице можно, когда собеседники ведут диалог, прогуливаясь по улице, т. е. они смотрят преимущественно прямо, а не друг на друга;
  • «Стучаться не обязательно». Делать этого не нужно, когда речь идёт о служебном помещении. Спокойно зайдите и спросите: “Можно войти?”. Выглядывать из-за двери, изображая говорящую голову, тоже не стоит;
  • «Ждите вечера». Драгоценные камни ... после 17:00. С утра надевать на себя бриллианты, рубины, изумруды и сапфиры не стоит;
  • «Инициатива наказуема». В деловом мире рукопожатие ... инициирует старший по должности человек. В случае, когда вы приходите в гости ..., дождитесь, когда он подаст руку, поскольку в этой ситуации инициатором рукопожатия должен выступать именно хозяин;
  • «Скоро буду». Опаздывать в гости можно только на 15 минут! Если ... не укладываетесь ., обязательно предупредите хозяина о том, что задерживаетесь. Приходить раньше можно максимум на 10 минут;
  • «Снимаю шляпу». Когда мужчина входит в помещение, он обязан снять свой головной убор, не важно, шляпа это или бейсболка. В метро, супермаркете и тому подобных заведениях ... можете ... проигнорировать это правило. Но если вы, например, пришли в банк, то прежде чем начать беседу с сотрудником, который будет вас обслуживать, обязательно снимите головной убор.

В аннотации к данной публикации, обращённой к широкой читательской аудитории, подчёркнуто: «Об элементарных правилах поведения в обществе ... должен знать каждый»651. И слово «каждый» здесь является ключевым. Между тем, непродолжительная история формирования рыночных отношений в нашей стране сопровождается массой негативных процессов и явлений, включая прогрессирующее расслоение общества. Ситуация ухудшается во многом из-за того, что социальные элиты («творческое меньшинство» по терминологии А. Тойнби), которые обязаны служить примером для среднего класса и бедных граждан, не являются таковыми.

Мы не станем говорить о российских чиновниках или представителях шоу-бизнеса, а обратим внимание на ту часть «селебритиз», которая попала в элиту благодаря футболу. Поводом для этого стало ещё одно резонансное событие 2018 года (см. введение) — скандально известные футболисты Александр Кокорин («Зенит») и Павел Мамаев («Краснодар») стали инициаторами драки, в результате которой были госпитализированы директор департамента Мин-промторга Денис Пак и генеральный директор ФГУП «НАМИ» Сергей Гайсин, а на друзей-футболистов, накануне отметивших 10-летие их знакомства ещё одной дракой (избив водителя журналиста Первого канала), было заведено уголовное дело и выбрана мера пресечения в виде ареста сроком на 2 месяца.

Вспомнив несколько фактов из жизни футбольных знаменитостей России, вывод о том, что такой драматический финал закономерен, станет очевидным, а кокорины-мамаевы и иже с ними, сами того не подозревая, проиллюстрируют действие закона перехода количественных изменений в качественные — от малых проблем, незначительных житейских инцидентов к большим, неограниченным иллюзиям личной исключительности и вседозволенности:

  • «Да проиграли ... да вылетели ... но наверное это наш максимум! Жду г. в комментариях.»652 (Павел Мамаев — в адрес российских болельщиков после непопадания на ЧЕ-2016 по футболу);
  • «Если мы не оправдали ваши ожидания, то это, честно, ваши проблемы»653 (Андрей Аршавин — в адрес российских болельщиков, после неудачного выступления сборной России на ЧЕ-2012 по футболу);
  • «Пусть говорит наш трениришка» (Артём Дзюба — спортивному корреспонденту и в адрес тренера “Спартака” Унаи Эмери после поражения со счётом 1 : 5 в дерби с “Динамо” 25 ноября 2012 года);
  • «Вы поймите, в стране уже почти 15 лет как демократия.Разучились мы строем ходить. У нас, грубо говоря, что хочешь — то и делай. И вот представьте: приходит какой-то итальянец и начинает опять нас в союзные времена отправлять. Это меня добивает. Есть всем вместе. Ходить всем вместе... Смысла нет в этом никакого. Если сейчас нам тренер что-то в этом духе скажет, я уверен — половина не будет этого делать. И никакие штрафы не помогут» (Вадим Евсеев в интервью изданию «Аргументы и факты» о тренере “Спартака” Невио Скала, который сказал, что российских футболистов проще научить технике и тактике, чем заставить вовремя приходить на совместный завтрак и не в шлёпанцах, обутых на носки).

Последняя реплика даёт исчерпывающее представление о том, как наши футбольные «звёзды» понимают демократию. Озвученная Евсеевым, который стал народным любимцем после выхода сборной на ЧЕ-2004, забив решающий гол в ворота Уэльса 19 ноября 2003 года и дважды прокричав в телекамеру «Х... вам!», она как две капли воды похожа на хрестоматийный диалог профессора Преображенского и Шарикова. На претензии и наставления доктора («Окурки на пол не бросать — в сотый раз прошу! Не плевать! Вот плевательница. С писсуаром обращаться аккуратно») пациент реагирует незамедлительно и дерзко: «То не плевать. То не кури. Туда не ходи. Что это уж на самом деле? Что вы мне жить не даёте?!» Перечитывая это место «Собачьего сердца» и оценивая наши доморощенные реалии, остаётся только один вопрос: «Пролетарский дух неистребим и торжествует спустя век после создания Михаилом Булгаковым бессмертного литературного шедевра?»

В чём причины долговечности и востребованности низменных стандартов поведения? Отчасти в том, что многие статусные персоны, способные изменить положение дел, живут по принципу «моя хата с краю». Так, например, поступил главный тренер сборной России Станислав Черчесов, отвечая на просьбу журналиста прокомментировать неспортивное поведение Кокорина и Мамаева в московском кафе: «Тема, конечно, неприятная, но нас это абсолютно не касается».

Не менее странной оказалась реакция депутата подмосковного городского поселения Щёлково Алексей Яковлев. Узнав об инциденте на МКАД, произошедшем из-за самовольной сьёмки клипа с участием его жены Оксаны Яковлевой, чиновник-муниципал не только восторженно прокомментировал его («Ты безбашенная!»), но через день в знак солидарности станцевал с ней дуэтом на природе и разместил видео в соцсетях!

В том же октябре 2018 года, который оказался богатым на события с участием российских антигероев, актёр Алексей Панин в духе Мары Багдасарян и на автомобиле той же марки (в России бум на Mercedes Gelandewagen), прокатился в Саратове по ... пешеходной зоне со словами: «Чисто по-саратовски по пешеходной улице». Робкий женский голос («Папа, нас посадят»)658 не образумил отца, и это не только печально, но и симптоматично.

Мы, разумеется, осознаём, что реальная жизнь (то, что есть на самом деле) отличается от теории (то, как должно быть / то, что хотелось бы): в любой эпохе, стране, организации такие различия были, есть и будут. Но в философском плане важно констатировать: если мораль и экономика, этика и бизнес не пересекаются как показано на рисунке (варианты А, Г), а отдаляются друг от друга (говорим или пишем одно, а делаем иное), такой устойчивый тренд опасен. Конфигурация Б символизирует грядущую пропасть между двумя элементами, их параллельное существование, а это уже не теоретический вопрос, а патологический сценарий, означающий неминуемую деградацию и разложение социума.


Ярких примеров социально-исторических катастроф не счесть, достаточно вспомнить хотя бы распад СССР. Тем не менее, если бы кто-то в 1985 году, когда М. С. Горбачёв стал лидером Компартии Советского Союза, а затем и первым президентом той страны, заявил во всеуслышание, что слова национального гимна («Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь») окажутся фикцией и горбачёвская «эра» закончится, едва начавшись, его бы на 100 % ждала участь Петра Чаадаева. Но именно такое положение — нежелание признать острые противоречия и немедленно приступить к их разрешению или смягчению — и обусловило разрушение советской командно-административной системы управления.

Ключевые слова: Мораль, Философия
Источник: Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с.
Материалы по теме
Экзистенциальная философия Николая Бердяева
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Особенности русской философской мысли и российского ментальности
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Философия Востока и ее принцип самосовершенствования
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Моральное развитие дошкольников
Авдулова Т.П., Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника
Философия политики и политическая наука (политология)
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Русская религиозная философия во второй половине XIX - начале XX столетия
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Мораль и религия
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Русская философия второй половины XIX – начала ХХ вв.
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Оставить комментарий