Агрессию можно определить, как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [10].
Понятия жестокости и насилия - более узкие и входят в понятие агрессия.
- Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению [1].
- Насилие - это нарушение чужого поведения.
Типология насилия очень разнообразна и освещается с различных сторон. Одна из них фокусирующаяся на характеристиках объекта насилия.
К таким характеристикам могут относиться:
- возраст (например, насилие над детьми и престарелыми),
- пол (насилие над женщинами),
- состояние здоровья (насилие над инвалидами),
- родственные отношения (семейное насилие, инцест),
- этническая принадлежность, социальный статус, профессия и др.
Родители, избивающие своих детей, характеризуются как импульсивные, незрелые, ригидные, родители - тираны или хронически - агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности [8].
В. Стил подчеркивает важность родительской идентификации с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении детьми. Большинство родителей, жестоко обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства [8].
Прослежена сильная связь между физическим насилием и алкоголизмом, наркоманией. Показано, что инцест наблюдается в семьях, среди которых было 35% алкоголиков [8]. Этим людям свойственны раздражительность, агрессивность, жестокость, в то же время снижение волевых процессов, повышенная внушаемость, нарушения контроля (импульсивность и компульсивные реакции).
Следующая типология основывается на характере насильственных действий и включает в себя такие виды насилия, как физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) и экономическое.
Физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.
К физическому насилию относятся такие формы, как побои, резкие удары, шлепки, толчки, встряски, пощечины, нежелательные прикосновения, бросание в человека различных предметов, любое неслучайное нанесение телесного повреждения или причинение различного рода запретов, ограничений прав и свобод человека. Физическое насилие включает угрозы (в том числе оружием) и косвенные действия, как разрушение личной собственности, запирание в квартире и т.д. [9]
Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре, что может привести к ухудшению физического или психического здоровья, задержке или нарушению развития и в итоге классифицируется как нарушение прав человека. [12]
Термин «пассивное пренебрежение» используется тогда, когда имеет место ситуация изоляции мало- или недееспособного человека, оставление его в одиночестве и (или) игнорировании.
Иногда выделяют психологическое пренебрежение, как последовательную неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
Психологическое (эмоциональное) насилие реализуется в различных формах: изоляция от членов семьи, друзей, угрозы применения насилия, унижение достоинства, крик, брань, и оскорбление, игнорирование, издевательства, причинение душевных страданий, формирование и развитие чувства бессилия, страха, снижение самооценки человека, обвинение в сумасшествии, искусственное создание ситуаций, в которых один из членов семьи чувствует себя ненормальным. Психологическое насилие выражается также в форме оскорблений, угроз, грубости, высмеивании, мучении и убийстве животных дорогих человеку, в отсутствии принятия поддержки и пр. Некоторые авторы выделяют эмоциональное насилие как отдельный вид жестокого обращения. [7]
Сексуальное насилие - любой вид домогательства, выражаемого как в форме навязанных сексуальных прикосновений, принуждения к сексу, так выражаемых сексуальных действий, (вплоть до изнасилования и инцеста) кого-то из членов семьи против его (ее) воли. Сексуальное насилие обычно включает в себя как физическое, так и психологическое насилие, что особенно травмирует жертву. У многих пострадавших от сексуального насилия развиваются чувство потерянности и предательства, тоска и депрессия, их мучают ночные кошмары и воспоминая, повышается раздражительность и вероятность психоэмоциональных срывов вплоть до суицида. [4]
Насилие может быть двух типов явное и скрытое (косвенное).
По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом.
По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.
В связи со скрытностью, латентностью явления насилия во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов. Поэтому важно рассмотреть симптомы различных видов насилия над несовершеннолетними.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие:
- нежелание утешить ребенка, который в этом нуждается;
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
- постоянное сверхкритичное отношение к нему;
- негативная характеристика ребенка;
- отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него ответственности за свои неудачи; - открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку [11].
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить физическое насилие:
- необъяснимая отсрочка, не обращение родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение в связи с повреждением;
- в сообщаемой истории имеются противоречия;
- история несовместима с физическими находками (полученные физические повреждения не соответствуют истории, рассказанной ребенком или ухаживающим за ним лицом);
- существует история повторных подозрительных повреждений;
- родитель переносит ответственность за повреждение на себя или другое лицо;
- родитель объясняет, что ребенок сам причинил себе повреждение
- ребенок многократно помещался в различные педиатрические учреждения для лечения повреждений;
- ребенок обвиняет родителя или опекуна в причинении ему повреждения;
- у родителя отмечается предшествующая история повреждений в детстве;
- родитель демонстрирует нереалистические и преждевременные надежды в отношении своего ребенка [8].
У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы [7]:
- физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов (множественные от сигарет, от утюга и другие), разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, радиологические знаки (смещение суставов и другие);
- психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание [8];
- ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяют заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.
Таблица 5.9. - Психологические и поведенческие маркеры физического насилия у несовершеннолетнего
Конфликтная природа отношения родителя к ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения привязанностей. Дети со слабыми связями в семье оказываются неспособными к эмпатическому пониманию других детей. Такой ребенок менее склонен приспосабливаться к социальному давлению и вести себя адекватным, ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи, если он становится хорошим кандидатом для роли обидчика. У него формируется враждебное отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других (эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях [3].
Значительное число исследований подтверждает, что существенное отрицательное влияние на развитие детей оказывает наблюдаемое детьми насилие, жестокость, как в собственной семье, так и в телепередачах, кинофильмах [7].
Обидчики, обычно крупнее или, по крайней мере, физически сильнее своей жертвы, так как одна из характеристик притеснения - это неравенство силы. Далее, в противоположность распространенному мнению, что обидчики должны быть несчастными, напряженными, тревожными и испытывать страх, они, как правило, получают удовольствие от своей роли, поскольку эта роль дает возможность приобрести чувство силы и контроль над другими [3].
Итак, признаки обидчика:
- как правило, физически сильнее, чем сверстники, но бывают и исключения;
- стремится, чтобы признавалось его превосходство над другими;
- импульсивный, раздражительный, нетерпимый, агрессивный, принуждающий, воинственный (дразнит, высмеивает, толкает);
- проявляет слабую эмпатию по отношению к другим;
- ранняя вовлеченность в антисоциальное поведение (табакокурение, употребление ПАВ);
- отставание от сверстников по количеству оконченных классов [3].
Помимо причин формирования позиции обидчика важно понять факторы, способствующие формированию модели поведения жертвы.
Основные черты образа жизни жертвы:
- невозможность устанавливать ограничения в большинстве областей жизни;
- страх - доминирующее чувство;
- обязательное стремление к близости (цепляние); - неадекватность реакций.
- экстремальное мышление и поведение (рискованное);
- пассивность;
- самообвинени6е, чувство вины;
- физические заболевания и вредные привычки;
- упадок духа. [6]
Дети с физическими и психическими отклонениями также уязвимы для злоупотребления. Дети - инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психологическими заболеваниями не только обременительны для родителей, но и рассматриваются нарциссическими родителями как символ их собственного поврежденного самоотражения [8].
Ребенок может способствовать насилию своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивностью [8]. Такое поведение можно расценивать как провоцирующее.
Дети - жертвы, как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны, более чувствительны и пассивны [3].
Эти дети часто имеют симбиотические связи с родителями, обладают слабыми социальным опытом и поддержкой [3].
Жертвы в детском возрасте, вырастая зачастую становятся обидчиками.
Отдельно выделяют школьное насилие в отношении несовершеннолетних:
- учителями по отношению к ученикам;
- это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми;
- крайне редко учениками по отношению к учителю.
Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.
Последствия насилия над детьми и подростками проявляются в несколько стадий.
Первая реакция - реакция отрицания. Он не может поверить, что это произошло с ним.
Вторая стадия обычно начинается в пределах 6 недель после события и длится до 6 месяцев: тревога нарастает, появляется жажда отмщения.
Ребенок избегает ситуаций или мест, запускающих воспоминания о травме. Возможны «флешбеки» - вспышки пережитого в сознании. Появляются симптомы депрессии, потеря интереса к окружающему миру, слабость и постоянное чувство усталости, нарушение концентрации и рассеянность. Преследуют постоянные мысли о случившемся и о смерти.
Третья стадия возникает в пределах 6 месяцев и длится около полугода. Симптомы усугубляющейся депрессии, поглощенность чувством бессилия и боли, низкая самооценка и ощущение собственной никчемности, поглощающее чувство вины, потребность снять внутреннее напряжение с помощью алкоголя или психотропных средств.
На этой стадии развивается посттравматическое расстройство как отсроченная и затяжная реакция на психотравмирующее событие. Если травма не прорабатывается своевременно, то расстройство будет сильным и может стать хроническим (его последствия будут сопровождать человека всю жизнь). [8]
Потом уже этот опыт ребенок может перенести во взрослую жизнь. Например, если насилию подверглась девочка-подросток, она может найти себе мужа, который все время будет подвергать ее насилию.
Подросток-мальчик может реагировать неадекватно: либо все время провоцировать на то, чтобы его избили, либо наоборот, будет сам наносить удары, унижать окружающих его побоями, либо словесно. То есть он будет постоянно поднимать свою самооценку за счет окружающих. Либо ребенок будет доказывать всем, какой он хороший. Это тоже одна из реакций.
Рекомендации учителям, психологам, социальным педагогам по работе с несовершеннолетними в ситуации проявления школьного насилия. [2]
- Школьное насилие - это разрушительное поведение более «сильных», направленное на более «слабых». Это не ссоры и драки, в которых участвуют школьники, обладающие одинаковым авторитетом. Насилие не бывает справедливым, так как «сильный» получает «удовольствие» от нанесённого ущерба (материального и морального) «слабому».
- Выявление членов коллектива склонных к проявлению физического или психологического насилия. Включение в него также учителей и родителей. Прежде всего, необходимо понять, где находится «силовой» дисбаланс. Определение, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы. Многое можно почерпнуть из ежедневных наблюдений за отношениями учеников (не только в классе, но и на школьной спортивной площадке), школьного персонала, учителями и родителями. Полезно также составление и использование коротких анкет, на вопросы которых смогли бы анонимно ответить все члены школьного сообщества, включая родителей. Это поможет оценить ситуацию и определить, какие меры необходимо предпринять, чтобы дети чувствовали себя защищенными в школе. Анализ анкет поможет понять, где, в каких местах школьники сталкиваются с насилием и как они реагируют на него, кто из них нуждается в помощи, кто заинтересован, а кто нет в борьбе с этим явлением. Можно определить реакцию школьного персонала и родителей, а также, какие дополнительные внешние силы, на их взгляд, следует привлечь для решения проблемы.
- Обсуждение проблемы. Профилактические беседы со школьниками как индивидуальные, так и в группе очень важны и полезны. Большинство детей презирают «обидчиков», поэтому ваша задача заключается в том, чтобы доказать, что решение проблемы, прежде всего в их интересах.
- Следующий шаг - обращение к чувствам школьников, моральная оценка действий «обидчиков». Это увеличивает вероятность того, что они будут на стороне «жертвы» и попытаются помочь. Не менее важно грамотно построить разговоры с детьми, пострадавшими от насилия. Цель бесед с ними - вовлечь в игры или дружеские отношения с другими детьми.
Литература
1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М., 2006. - 256 с.
2. Базык Л.Л. О профилактике жестокого обращения с детьми // Работник социальной службы. - 2011. - № 7. - С. 97-99.
3. Балашова Т.Н., Волкова Е.Н. Междисциплинарный подход в предотвращении насилия и жестокого обращения с детьми // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - № 2. -С. 85-89.
4. Беличева С.А. Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия // Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. - 2006. - № 2. - С. 57-68.
5. Быкова Е.В. Профилактика насилия в семье // Социальное обслуживание. - 2006. - № 3. - С. 49-55.
6. Васильчикова Л.А. Об опыте работы центра социальной помощи семье и детям по профилактике семейного неблагополучия, жестокости и насилия по отношению к детям // Социальное обслуживание. - 2011. - № 1. - С. 70-73.
7. Глейзер Д. Злоупотребления в отношении детей // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. - СПб., 2001. - С. 189-207.
8. Дементьева И. Жестокое обращение с ребенком в семье: последствия для личностного развития // Социальная педагогика. - 2010. - № 2. -С. 23-30.
9. Журавлева Е.А. Методы диагностики и профилактики насилия в семье подростка // Социальное обслуживание. - 2009. - № 3. - С. 39-44.
10. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия: Ребенок в кризисной ситуации. - СПб., 2005. - 248 С.
11. Когаловская А.С. Вопросы профилактики семейного насилия и жестокого обращения с детьми // Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. - 2002. - № 3. - С. 82-86.
12. Шик С.В. Социально-педагогическая коррекция нарушений общения у детей, подвергшихся насилию в семье // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2010. - № 4. - С. 15-36.