Этноцентризм как социально-психологический феномен

Предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений через призму ее традиций и ценностей — таково понимание этноцентризма сегодня (см. выше). Этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с вполне терпимым отношением к межгрупповым различиям. С одной стороны, пристрастность здесь является результатом того, что собственная группа считается хорошей, и в меньшей степени она возникает из чувства, что все другие группы — плохие. Однако некритичное отношение может не распространяться на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы.

При межэтническом сравнении в форме сопоставления своя группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая — в других, что не исключает критичности к деятельности и качествам обеих и проявляется через построение взаимодополняющих образов. Этноцентризм практически всегда бывает неблагожелательным. Межэтническое сравнение может выражаться в форме противопоставления, что предполагает, по меньшей мере, предвзятость по отношению к другим группам. Индикатором такого сравнения являются полярные образы, когда члены этнической группы приписывают себе только позитивные качества, а «чужакам» — только негативные. Наиболее ярко противопоставление проявляется в зеркальном восприятии, когда члены двух конфликтующих групп приписывают идентичные положительные черты себе, а идентичные пороки — соперникам. Например, своя группа воспринимается как высокоморальная и миролюбивая, ее действия объясняются альтруистическими мотивами, а чужая группа — как агрессивная «империя зла», преследующая свои эгоистические интересы. Феномен зеркального отражения был обнаружен в период холодной войны в искаженном восприятии американцами и русскими друг друга. Когда У. Бронфенбреннер в 1960 посетил Советский Союз, он с удивлением услышал от своих собеседников те же самые слова об Америке, которые американцы говорили о Советах. Простые советские люди считали, что правительство США состоит из агрессивных милитаристов, что оно эксплуатирует и угнетает американский народ, что в дипломатических отношениях ему нельзя доверять. Тенденция к межэтническому противопоставлению может проявляться и в более сглаженной форме, когда практически тождественные по смыслу качества оцениваются по-разному в зависимости лишь от того, приписываются они своей или чужой группе. Люди выбирают позитивный ярлык, когда описывают черту, присущую своей группе, и негативный — при описании той же черты чужой группы (американцы воспринимают себя как дружелюбных и раскованных, а англичане считают их назойливыми и развязными. И наоборот — англичане полагают, что им присущи сдержанность и уважение прав других людей, а американцы называют англичан холодными снобами). Тесно связанные со своей группой представители коллективистских культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических. Однако обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость выражена слабее, например, полинезийцы демонстрируют меньшее предпочтение своей группе, чем европейцы. На степень выраженности этноцентризма значительное влияние оказывают часто не особенности культуры, а социальные факторы — социальная структура, объективный характер межэтнических отношений. Представители групп меньшинства — небольших по размеру и ниже других по статусу — более склонны к предпочтению своей группы. Это относится и к этническим мигрантам, и к «малым нациям». При наличии конфликта между этническими общностями и в других неблагоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в очень ярких формах и (хотя и способствует поддержанию позитивной этнической идентичности) становится дисфункциональным для индивида и социума. При таком этноцентризме, который получил наименование воинственного, или негибкого, люди не только судят о чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают их другим. Воинственный этноцентризм выражается в ненависти, страхе, обвинении других групп за собственные неудачи. Такой этноцентризм неблагоприятен и для личностного роста самого индивида — ведь с его позиций воспитывается любовь к родине! Великодержавный этноцентризм присущ и жителям Китая с древности, и советским гражданам времен социалистической идеологии, и современным жителям США (надеюсь, автора простят за эти, может быть, не совсем политкорректные высказывания...). Воинственный этноцентризм — это еще и доктрины, проповедующие захват и угнетение других народов. Крайняя степень этноцентризма выражается в форме делегитимизации — рассмотрении группы или групп в качестве сверхнегативных социальных категорий, исключаемых из реальности приемлемых норм и ценностей. Делегитимизация усугубляет межгрупповые различия, подразумевая вполне ясное осознание подавляющего превосходства своей группы. Облегчают делегитимизацию как различия во внешности, так и в нормах, языке, религии и других аспектах культуры. Ее целью является полное разделение своей и чужой групп, вплоть до исключения последней из рода человеческого. Членов чужой группы называют самыми грубыми ругательными словами, представляют ведьмами, слугами дьявола. Все это переводит их в категорию «нелюдей» и отводит от аморальности в праве поступать так, как запрещено поступать с себе подобными.

Примеры этноцентристской делегитимизации хорошо известны — это отношение первых европейских поселенцев к коренным жителям Америки и отношение к «неарийским» народам в нацистской Германии. Этноцентризм, внедренный в расистскую идеологию превосходства арийцев, оказался тем механизмом, который использовался для вдалбливания в головы немцев идеи, что евреи, цыгане и другие меньшинства — не имеющие права на жизнь «недочеловеки». Вспомним холокост, геноцид армянского населения, арабо-израильский конфликт, племенные войны в Африке, «цветные революции» нашего времени...

Вероятно, все люди в той или иной степени этноцентричны, поэтому каждый, кто это осознает, должен все же стремиться вырабатывать в себе гибкость при взаимодействии с другими людьми. Достигается это в процессе развития межкультурной компетентности, то есть не только позитивного отношения к существованию рядом различных этнических групп, но и умения понимать их представителей и взаимодействовать как с партнерами из других культур. Современная наука выделяет шесть этапов, отражающих отношение индивидов к различиям между родной и чужими этническими группами: три этноцентристских (отрицание межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий) и три этнорелятивистских (признание различий; адаптация к различиям между культурами или этносами; интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности).

Отрицание межкультурных различий характерно для людей, не имеющих практического опыта общения с представителями других культур. Различия между культурами ими просто не осознаются, собственная картина мира расценивается как универсальная. На этапе защиты от культурных различий люди воспринимают их как угрозу для своего существования и пытаются им противостоять, рассматривая ценности и нормы своей культуры как единственно истинные, а чужие как «неправильные».

Этнорелятивизм начинается с этапа признания этнокультурных различий, принятия индивидом права на иной взгляд на мир. Люди, находящиеся на этом этапе благожелательного этноцентризма, испытывают радость при обнаружении и исследовании различий. На этапе адаптации к межкультурным различиям индивид способен не просто осознавать межкультурные различия, но и вести себя в соответствии с правилами чужой культуры, не испытывая при этом дискомфорта. Как правило, именно этот этап свидетельствует о достижении человеком этнокультурной компетентности. И в процессе развития этнокультурной компетентности человек способен подняться еще на одну ступень — при миропонимании не только своей, но и других культур формируется бикультурная идентичность. Индивида, преодолевшего этноцентризм, можно считать посредником между культурами.

В периоды трансформации социокультурных приоритетов, когда наблюдается обострение борьбы между этноконтактирующими группами за социокультурное влияние, усиливается степень взаимного этнокультурного давления, наличие — в сфере социальной перцепции — высокой межкультурной дистанции, что является важным фактором актуализации этноцентризма. То есть этноцентризм может являться механизмом социально-психологической защиты этнической группой своей культурной самобытности в условиях инокультурного влияния.

Итак, природа этноцентризма как перцептивного механизма социально-психологической защиты позитивной этнической идентичности группы в целях сохранения ее самобытности и целостности как социокультурной единицы такова, что степень актуализации связана с состоянием (уровнем нарушения) позитивной этнической идентичности. Одним из важных факторов, могущих способствовать актуализации этноцентризма в этноконтактных группах, является изменение перцептивного социокультурного статуса. Актуализация этноцентризма в сфере социальной перцепции этнической группы не связана непосредственно с характером изменения ее статуса, его повышения или понижения. Взаимосвязь между изменением воспринимаемого статуса этнической группы в сферах языка и культуры и актуализацией этноцентризма в сфере ее социальной перцепции опосредована нарушением позитивной этнической идентичности группы: изменение воспринимаемого статуса в сферах языка и культуры, независимо от его повышения или понижения, сопровождается актуализацией этноцентризма, поскольку изменение статуса группы способствует нарушению ее позитивной идентичности. В условиях, отличающихся резким изменением социокультурных приоритетов и усилением взаимного культурного влияния этнокон-тактных групп, далекая культурная дистанция может выступать как один из факторов, способствующих актуализации этноцентризма в обыденном сознании. Нарушение позитивной этнической идентичности и актуализация этноцентризма обусловлено политическими и социоэтническими преобразованиями в мире. Особенности политики, проводимой государствами в социокультурной сфере, способствуют часто усугублению трудностей взаимной адаптации этнических групп, их неуверенности в возможности сохранения своей этнокультурной самобытности.

Заметим: одним из важнейших последствий кросскультурных контактов может стать негативная оценка собственной культуры. Этот факт особенно важен для понимания причин и природы межэтнической нетерпимости. Возникновение межэтнической неприязни в условиях сильного инокультурного влияния можно интерпретировать как результат сомнения в позитивности собственной этнической идентичности, неуверенности в правильности и незыблемости существования основ собственной этнической культуры, осознание ее определенной ограниченности, ненужности, несоответствия представлениям людей, принадлежащих к другим этническим общностям. Это и порождает нетерпимость к чужому образу жизни и мировосприятию, отличному от картины мира, принятой в собственной группе. Силы, разрушающие этнос, могут быть как внешними, так и внутренними. Могут зависеть от внутренней специфики этнических групп, представляющих собой исторически сложившиеся социокультурные организмы, а также от особенностей социальной ситуации, в которой осуществляется межэтническое взаимодействие. Этнические группы могут отличаться по месту, занимаемому ими в социальной структуре полиэтничных сообществ в тех или иных сферах общественной жизни. В сфере социальной перцепции этим объективным отличиям в социальном статусе соответствует воспринимаемый или социально-психологический статус. Воспринимаемый статус включает в себя представления о месте, занимаемом собственной (и релевантной иноэтнической) группой в социальной структуре, и связанную с этим оценку группы, ее воспринимаемый престиж или социально-психологический статус в узком смысле. Воспринимаемый социальный статус всегда имеет соотносительный характер, то есть складывается в процессе сопоставления социального статуса группы и ее иноэтнического окружения. Позиция, занимаемая группой в социальной структуре, связанные с этим атрибуты и, присвоенные ей оценки, составляют основу позитивной или негативной групповой идентичности ее членов. Статусное неравенство этнокон-тактных групп может сопровождаться, а может и не сопровождаться проявлениями этноцентризма. Феномен этноцентризма будет наблюдаться в отношениях групп с различным социальным статусом лишь в том случае, когда существующая статусная стратификация рассматривается ими как нестабильная (неоднозначная, обратимая, подлежащая изменению). Иными словами, когда группы становятся сравнимыми друг для друга по своим статусным характеристикам. Это создает угрозу позитивной идентичности каждой из них, что составляет достаточное условие для актуализации этноцентризма, выполняющего функцию социальнопсихологической защиты позитивной групповой идентичности путем подчеркивания превосходства одной группы по сравнению с другой. Изменение социального статуса является важным условием, способным оказать влияние на проявления этноцентризма в межэтнических (межгрупповых) отношениях — изменение социальной стратификации ведь неизбежно обостряет объективные противоречия в интересах групп, а, следовательно, способствует усилению этноцентризма в их восприятии и взаимодействии.

Ключевые слова: Этнос
Источник: Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат, магистратура) / Б. Р. Мандель. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 412 с.
Материалы по теме
Культура и этнос
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Этносы в современном мире
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Этническое взаимодействие и этнические конфликты
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Функции и структура этнического самосознания и этническая идентичность
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Различие культур и этнические конфликты
Налчаджян А.А., Этнопсихологическая самозащита и агрессия
Этнические стереотипы и предубеждения: свойства, функции
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Предмет этнополитологии
Тишков В.А., Шабаев Ю.П. - Этнополитология - политические функции этничности. Учебник для...
Межэтнические конфликты: психологические особенности
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий