Межнациональные браки и межличностные отношения в разноэтнических семьях

Этнопсихология — молодая отрасль науки, что объясняет недостаток исследований в ней многих аспектов семейных отношений. Межнациональные браки в полиэтнических государствах явление частое, хотя точной статистики ни в США, например, ни в России нет. Да, пожалуй, стоит отметить что нынешняя национальная ситуация вкупе с глобальным мировым экономическим и политическим кризисом серьезно и отрицательно сказывается на этой проблеме. Конечно, вполне очевидно, что привлекательность межэтнических браков высока.

Мы знаем, что именно в семье закладываются основы отношений личности к представителям других этнических общностей (религиозных конфессий), и от того, какими будут эти отношения, зависит многое в жизни людей. С малого возраста человек является носителем традиций и привычек, социальных и нравственных ценностей нации, к которой он принадлежит. А вот когда семья многонациональная, процесс формирования, привития и сохранения навыков, традиций и т.д. происходит совсем не однозначно.

История знает немало примеров, когда этнические общности, находясь на трудных этапах своего развития или будучи достаточно древними по происхождению, использовали межнациональные браки вполне конкретно для пополнения или укрепления своего генетического потенциала, чтобы выжить, «влить свежую кровь», набрать сил для последующего развития. Так что проблема, указанная нами, не так проста. Помимо прочего, и этнические корни и сказываются, и проявляются, и нередко становятся источником человеческих трагедий.

Межличностные отношения в семьях, где сосуществуют выходцы из разных этнических общностей, определенно имеют свою специфику. Что же следует рассмотреть для того, чтобы и осветить, и попробовать хотя бы теоретически решить нашу проблему? Определим:

  • влияние национально-психологических особенностей на характер межличностных отношений между супругами, детьми и другими членами семьи в ходе совместного проживания, взаимодействия и общения на выработку общих решений, специфику воспитательных воздействий;
  • наличие и функционирование национальных отличий в традициях и способах формирования национального своеобразия личности в семьях, где родители являются представителями разных национальностей, с их характерными моральными и нравственными, возможно, религиозными ценностями, формами поведения и деятельности, специфическим мировосприятием и миропониманием;
  • факторы и причины возникновения конфликтных отношений между разноэтническими членами семьи.

И готовность к браку, и стремление создать семью — все это говорит о понимании людьми значимости семейных отношений, обязательств друг перед другом, ответственности за будущее семьи и детей, добровольного принятия неизбежных хлопот и ограничений личной свободы. Эти характеристики имеют свое национальное выражение. На Кавказе они одни, у народов Сибири, Севера и Дальнего Востока другие. Каждая этническая общность вырабатывает свои собственные представления о том, какими должны быть эти характеристики и стремится поддерживать их в национальном сознании, традициях, поступках и отношениях представителей своего народа. У каждой этнической общности свои законы и принципы, включающие, например:

  • первичное знакомство (от рождения) с семейной жизнью, ее психологией и формирование общих представлений о ней, особенно если вступающие в брак являются представителями разных этнических общностей;
  • формирование взглядов на свою семью как многонациональную;
  • реализация собственных представлений о многонациональной семье в браке;
  •  накопление опыта семейной жизни в рамках многонациональной среды;
  • дальнейшее совершенствование семейных отношений в процессе закрепления супружеских уз.

Естественно, если супруги являются представителями разных народов, часто не все складывается гладко — встречается огромное количество трудностей, связанных с особенностями национального достоинства каждого. Это трудный и даже опасный период (с точки зрения стабильности) брака, когда любые размолвки, а, особенно, окрашенные этнической спецификой, могут оттолкнуть людей друг от друга. Правда, не будем все же забывать о любви... После появления ребенка происходит перестройка во взаимоотношениях супругов, связанная с изменением ролей, появлением родительских обязанностей, перераспределением материальных средств и бюджета времени. Единства интересов еще может и не сложиться, как и полного взаимопонимания между супругами. Но зато есть основа для преодоленияэтническая общность вырабатывает свои собственные представления о том, какими должны быть эти характеристики и стремится поддерживать их в национальном сознании, традициях, поступках и отношениях представителей своего народа. У каждой этнической общности свои законы и принципы, включающие, например:

  • первичное знакомство (от рождения) с семейной жизнью, ее психологией и формирование общих представлений о ней, особенно если вступающие в брак являются представителями разных этнических общностей;
  • формирование взглядов на свою семью как многонациональную;
  • реализация собственных представлений о многонациональной семье в браке;
  • накопление опыта семейной жизни в рамках многонациональной среды;
  • дальнейшее совершенствование семейных отношений в процессе закрепления супружеских уз.

Естественно, если супруги являются представителями разных народов, часто не все складывается гладко — встречается огромное количество трудностей, связанных с особенностями национального достоинства каждого. Это трудный и даже опасный период (с точки зрения стабильности) брака, когда любые размолвки, а, особенно, окрашенные этнической спецификой, могут оттолкнуть людей друг от друга. Правда, не будем все же забывать о любви... После появления ребенка происходит перестройка во взаимоотношениях супругов, связанная с изменением ролей, появлением родительских обязанностей, перераспределением материальных средств и бюджета времени. Единства интересов еще может и не сложиться, как и полного взаимопонимания между супругами. Но зато есть основа для преодоления национально специфических, размолвок, закладываются предпосылки для общего, интернационального отношения супругов к себе и другим, правильной оценки этнических «недостатков» и недоразумений, если они имеют место, общих взглядов на воспитание своего ребенка, на его будущую культурную адаптации в окружающем полиэтническом мире.

Молодые люди разных национальностей, полюбив друг друга и намереваясь вступить в брак, не задумываются всерьез над будущими трудностями совместной жизни (в том числе межнациональными), которые их ожидают. Если молодые люди до свадьбы жили в районах смежного проживания представителей разных национальностей, проблемы, конечно, преодолеваются быстрей. Перераспределение социальных ролей, исчезновение источника разногласий, выявление лидера в каждой из функций семьи (если это не было ранее установлено в соответствии с национальными традициями) — чрезвычайно важный момент в жизни много-этничной семьи. Этот период сложен еще и из-за проблем, связанных с воспитанием детей. У представителей некоторых этнических общностей это усугубляется дефицитом общения отцов с детьми, у других, наоборот, упрощается — в силу национальных традиций активного участия главы семьи в формировании внутреннего мира своих детей, их воспитании в целом. Если супруги являются представителями разных этнических общностей, совместное участие в воспитании детей только способствует укреплению их взаимоотношений и сглаживанию различий в этнических традициях.

Вообще наука показывает, что психологическими предпосылками стабилизации семейных отношений нередко выступают осуществляемые в государственном и в семейном масштабах пропаганда и разъяснение необходимости понимания и соблюдения национальных традиций каждого из супругов, учета психологических особенностей представителей различных наций, а также борьба с попытками принижения их достоинства и национального самосознания.

Национальная специфика семейных отношений определяет трудности, связанные с тем, что эти отношения серьезно отличаются от отношений в семьях, где супруги являются представителями одной национальности. Кроме того, существует некий дефицит информации о том, что происходит в семейных отношениях у представителей конкретных этнических общностей, недомолвки, недоговоренности. Часто люди здесь более замкнуты (в силу строгости или даже необычности национальных традиций). Человеческие взаимоотношения всегда предполагают взаимовлияние, столкновение характеров, интересов, потребностей, стремление навязать другому свои взгляды, суждения, оценки. Подобная ситуация типична и в семейных взаимоотношениях. Брак заключается для взаимного удовлетворения самых разных потребностей, и частичное или полное удовлетворение лишь некоторых может привести к ссорам, хроническим конфликтам, разрушающим семью.

Попробуем обобщить наш разговор о семейных конфликтах.

Они могут быть:

  • более или менее сильными — в зависимости от традиций, в которых воспитаны супруги, относящиеся к представителям разных этнических общностей;
  • своеобразными по формам проявления и протекания, поскольку на них накладывают отпечаток специфические взаимоотношения, принятые в той или иной этнической среде;
  • более или менее легко регулируемыми, так как каждая нация вырабатывает и накапливает опыт решения подобных проблем;
  • особыми, когда речь идет о семьях, где объединились супруги, представляющие разные национальности с очень специфическими семейными традициями.

В современной психологии используются различные основания для классификации супружеских конфликтов: неудовлетворенные потребности супругов, неадекватное разделение труда и др. Конфликты в семейных отношениях на национальной почве иногда классифицируют по потребностям супругов:

  • конфликты, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны партнера, пренебрежительного, неуважительного отношения (особенно сильны эти конфликты в семьях, где супруги являются представителями разных национальностей, различия в психологии и традициях которых значительны, а порой и несовместимы);
  • конфликты, размолвки, психологические напряжения, возникающие по причине неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов (существует большая национальная специфика сексуальных отношений, которая не всегда может удовлетворять супругов — представителей разных национальностей);
  • психологическая неудовлетворенность, депрессии, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: из-за отсутствия ласки, заботы, внимания, понимания, ибо есть нации, у представителей которых не принято отчетливо и часто оказывать знаки внимания жене со стороны супруга, например в семьях некоторых народностей Кавказа, а у башкир — наоборот);
  • конфликты, ссоры на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, что приводит к неэффективным затратам средств семьи (у некоторых народов Северного Кавказа, у калмыков расходы на эти пристрастия супруга являются саморазумеющимся делом, а у представителей финно-угорских национальностей такие расходы находятся под прямым и строгим контролем женщины-супруги);
  • финансовые разногласия на основе не согласующихся потребностей супругов в распределении семейного бюджета, вклада каждого в материальное обеспечение совместной жизни;
  • конфликты, ссоры на почве неудовлетворения потребностей супругов в материальных благах: в питании, одежде, по поводу устройства домашнего очага;
  • конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми (чаще всего такие конфликты возникают в семьях, где жена славянского происхождения, а муж — представитель народов Кавказа или Средней Азии);
  • конфликты, размолвки, ссоры, возникающие на почве различий потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга.

Ряд этнических общностей не допускает разводов из-за неудовлетворенных потребностей обеих сторон в браке, конфликты по этому поводу или малочисленны, или регулируются национальными нормами. К таким относится большинство народов Северного Кавказа и некоторые тюркские народы.

Есть и этнические общности, для которых межнациональные браки просто невозможны, и если они совершаются, то возникают тяжелейшие конфликты между молодыми и их родственниками (как правило, это касается браков между представителями славянских и северокавказских народов) на почве межнациональных различий.

Все межнациональные семейные пары по степени подверженности их конфликтным отношениям можно разделить на следующие типы:

  • благополучная семья — это супруги, с детских лет привыкшие к своеобразию межэтнических браков и межэтнических отношений, поэтому легко адаптировавшиеся к совместной жизни и этнически своеобразным потребностям и традициям друг друга;
  • конфликтная семья — та, в которой имеются постоянные сферы, где потребности, интересы, своеобразные    национально-психологические    особенности супругов, детей, других членов семьи приводят к столкновениям, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Правда, брачный союз может сохраняться длительно благодаря другим факторам, скрепляющим его, а также благодаря взаимным уступкам и компромиссным решениям;
  • кризисная семья — брачный союз, в котором противостояние интересов и потребностей носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности всех членов семьи. В подобных семьях супруги занимают непримиримые позиции в отношении друг друга, не соглашаясь ни на какие уступки и компромиссы. Такие семьи или сразу же распадаются, или какое-то время находятся на грани распада. Причиной этого могут быть не адаптированные друг к другу традиции супругов разных национальностей;
  • невротическая семья характеризуется длительно протекающими ссорами между супругами. Часто причиной этих ссор является непрекращающееся противостояние родственников супругов, особенно когда они изначально не были сторонниками этого брака или являются представителями разных этнических общностей.

Отметим, вторгаясь в смежные с этнопсихологией отрасли науки, что серьезной задачей психологов надолго еще останется психологическая помощь в семейных отношениях представителям различных этнических общностей. Повышение социально психологической компетентности людей в создании и укреплении межнациональных брачных союзов, психокоррекция отношений между супругами — представителями разных национальностей — все это действительно чрезвычайно важно, отсюда и главные направления подобной деятельности:

  • формирование, развитие и коррекция представлений о межнациональных браках, об их своеобразии (объектами психологической помощи могут являться и отдельные члены семьи, и семьи в целом);
  • предотвращение негативных психологических явлений (разногласий, конфликтов, трений) в разноэтнической семье, у отдельных ее членов или снижение конфликтности специальными психотерапевтическими и иными средствами;
  • предотвращение затруднительных социально психологических ситуаций в различных сферах жизни и совместной деятельности семей, где супруги являются представителями разных этнических общностей;
  • ликвидация последствий воздействия негативных психологических явлений в семьях различной этнической принадлежности;
  • ликвидация, смягчение последствий национальных, межнациональных конфликтов, локальных войн и пр. 
Ключевые слова: Брак, Семья, Этнос
Источник: Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат, магистратура) / Б. Р. Мандель. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 412 с.
Материалы по теме
Семья: взаимоотношения супругов
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Основные формы современной семьи и брака
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Теории выбора брачного партнера
Андреева Т.В. - Семейная психология
Повторные браки, их особенности и виды
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Не сошлись характерами
Флоренская Т.А., Диалог в практической психологии
Психологические проблемы повторных браков
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Возраст вступления в брак
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Оставить комментарий