Этнические стереотипы и предубеждения: свойства, функции

Этнические стереотипы — один из видов социальных стереотипов, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. Надо отметить, что в обыденном сознании, в бытовом понимании, в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах распространено мнение, в основном, как об исключительно отрицательном феномене. В повседневной жизни человек, как правило, лишен возможности подвергать критическому анализу традиции, нормы, ценностные ориентации и правила общественного поведения. Он не всегда располагает достаточной информацией о событиях, по которым ему приходится высказывать собственное мнение и оценку. Поэтому в простой действительности люди часто поступают шаблонно, в соответствии со сложившимся стереотипом. Явление стереотипизации — характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Оно тесно связано со стремлением человека «рассортировать» полученную им информацию, «разложить ее по полочкам» в своем сознании. Естественно, что для подобной сортировки необходимы определенные критерии. На уровне обыденного сознания такими критериями стали наиболее характерные, броские, лежащие на поверхности черты объекта, явления и т.п. Сознание человека неизменно стремится упрощать эти критерии с тем, чтобы расширить рамки категорий, в которые можно было бы вместить как можно больше явлений. Стереотипы способствуют закреплению традиций и привычек. В этом плане они выступают как средство защиты психического мира личности и как средство ее самоутверждения. Иначе говоря, стереотипы это — крепость, стоящая на страже собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем. Понятно, это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались и изучаются негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда и отождествление стереотипов с предрассудками. Но все же необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. Стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к той или иной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей. Объективно необходимой и полезной психологической функцией стереотипизации со времен У.Липпмана, который в 1922 году ввел понятие «социальный стереотип», многими исследователями считается упрощение и систематизация обильной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды. Сторонники теории «сбережения ресурсов» главную функцию стереотипизации видят в обеспечении индивидов максимумом информации при минимальном интеллектуальном усилии. Иными словами, предполагается, что стереотипы в процессе социального познания избавляют индивидов от необходимости интерпретировать социальный мир во всей его сложности, но являются низшей формой представлений о социальной реальности, представлений, которые используются только тогда, когда недостижимы высшие, более точные и индивидуализированные представления. Стереотипизация существует не для того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а для того, чтобы отразить социальную реальность. Конечно, низкостатусные группы, этнические меньшинства могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы (стереотипы своей группы) и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы). Содержание стереотипов, таким образом, определяется факторами социального, а не психологического порядка. Враждебные, полные предрассудков стереотипы — явление отрицательное, способствующее нестабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов — предпочтения, оценки и настроения. Важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость, стабильность. Еще одно свойство этнических стереотипов — согласованность, или консенсус. Именно согласованность считал важнейшей характеристикой стереотипов А.Тэшфел. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. Стереотипы и личные убеждения об этнических группах, хотя и могут частично совпадать, представляют собой различные когнитивные структуры, каждая из которых — лишь часть знаний индивида о своей или чужой группах. Опасность враждебных и пренебрежительных стереотипов состоит в возможности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы: если бы каждый индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен. В настоящее ясно, что этнические стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений, но представляют собой образы этносов (а не просто мнения о них). Они отражает, пусть и в искаженном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними.

Итак, резюмируем: этнический стереотип — характерное явление сознания, выражающееся в относительно устойчивых представлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущих представителям различных этнических групп. Может быть неоднородным по структуре. Состоит из: констатации особенностей своей или чужой этнической группы, эмоционально-окрашенной оценки этих особенностей, определенного типа поведения по отношению к представителям того или иного народа.

Содержание этнических стереотипов определяется тремя группами факторов:

  1. спецификой стереотипизируемой группы, т.е. особенностями этнической группы, закрепленными в культуре и обыденном сознании ценностями, выработанными в ходе общественноисторического развития, и т.п.;
  2. социально-политическими и экономическими условиями развития этнических групп и особенностями взаимоотношений между ними, сложившимися на данный момент;
  3. длительностью и глубиной исторических контактов с другими этносами.

Виды этнических стереотипов: позитивные, негативные, автостереотипы, гетеростереотипы.

Особенности этнических стереотипов: отражают не действительность, а упрощенную и искаженную обложку действительности; предельно устойчивы, но все же изменяемы; не могут быть истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях; могут быть в значительной степени ложными и служить основанием для новых еще более ложных стереотипов.

Этнические предубеждения, когда их рассматривают с точки зрения логики стереотипии, кажутся, да так оно и есть на самом деле, совершенно абсурдными, иррациональными. Но в том-то и состоит сложность вопроса, что предубеждения эти тоже входят в состав культуры общества, как и все прочие его нормы. Каким бы путем ни сложились те или иные этнические стереотипы, они с течением времени приобретают характер нормы, передающейся из поколения в поколение как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Тут и историческая традиция, воплощенная в исторических сочинениях, литературе, обычаях, и консерватизм системы воспитания. Особенно велико значение воспитания. Многочисленные исследования показывают, что большинство людей усваивает предубеждения в детстве, до того, как получает возможность критически осмыслить получаемую информацию. Чтобы отказаться от детских этностереотипов, отдельному индивиду требуется не только смелость мысли, но и гражданское мужество — ведь это означает разрыв с заветами отцов и вызов консервативному общественному мнению.

Психология современного человека, в том числе, и его этнические установки, формируются не сами по себе, а под влиянием господствующей идеологии, выраженной в пропаганде, искусстве, могущественных средствах массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т. п.). Расизм, например, не только и не столько психология, сколько чистая идеология, которую используют для поддержания господства одной расы. Предубеждения находят свое практическое выражение в бесчисленных формах дискриминации национальных меньшинств (отказ в приеме на работу, недопущение в те или иные организации и клубы, сегрегация в жилищном строительстве и т. п.). А это, в свою очередь, ухудшая социальное положение дискриминируемой группы, закрепляет представление о ее социальной и человеческой неполноценности. При высокой степени предубежденности этническая принадлежность национального меньшинства становится решающим психологическим фактором и для самого меньшинства, и для большинства. Внимание тогда обращается, прежде всего, на национальную или расовую принадлежность человека, все остальные качества кажутся второстепенными по сравнению с этим.

В свое время (и не так давно) ученые США констатировали, что враждебные этнические стереотипы в стране распадаются на две группы. Один стереотип включает такие черты, как хитрость, честолюбие, корыстолюбие, агрессивность, групповой дух. Другой стереотип подчеркивает такие качества, как суеверие, лень, беззаботность, невежество, нечистоплотность, безответственность и сексуальную невоздержанность. Этот взгляд отчасти подтверждается данными психиатрии. Общеизвестно, какое большое значение в психологии американских расистов имеет тезис о сексуальной распущенности негров и той угрозе, которую это создает для белых женщин. Изнасилование белой женщины — стандартный предлог для расправы над негром. На самом деле, подобные факты более чем редки. Расправы же над неграми, как правило, носили садистский характер, причем, не в переносном, а в буквальном смысле этого слова — кастрирование жертв, всевозможные надругательства над ними. Эти факты в сочетании с клиническим исследованием пациентов-расистов приводили некоторых психиатров к выводу, что здесь действительно налицо проекция: расовая ненависть служит социально приемлемым каналом выражения болезненной и противоречащей общественной морали сексуальности; психологически — в приписывании собственных стремлений неграм, физически — в садистских расправах над ними... Заметим, в США, наконец-то, впервые, за всю историю страны президентом избран не белый.

В слаборазвитых странах происходит консолидация новых наций. Ранее порабощенные группы, достигнув известной ступени развития, восстают против рамок, установленных для них цветным барьером, и освящающих его установок. Этот процесс не может совершаться безболезненно. Европоцентризму противопоставляются «азио»-или «афроцентризм», «белому» расизму — «желтый» или «черный» расизм.

Что касается способов преодоления этических стереотипов и предрассудков, то большую роль в смягчении и преодолении враждебных установок играют неформальные личные контакты между представителями разных этнических групп. Совместный труд и непосредственное общение ослабляют стереотипную установку, позволяя увидеть в человеке другой расы или национальности не частный случай этнического типа, а конкретного человека.

Исторические традиции межнациональных конфликтов и порожденные ими предубеждения не сразу уходят из общественной психологии. Кажется, вот они совсем уж исчезли и забылись, но на крутых поворотах истории, когда возникают вполне определенные трудности политического и экономического характера, они снова дают себя знать, увлекая за собой многочисленные отсталые слои населения.

Ключевые слова: Стереотип, Этнос
Источник: Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат, магистратура) / Б. Р. Мандель. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 412 с.
Материалы по теме
Предмет этнополитологии
Тишков В.А., Шабаев Ю.П. - Этнополитология - политические функции этничности. Учебник для...
Межэтнические конфликты: психологические особенности
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Стереотипия поведения в фрустрирующих и стрессовых ситуациях
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Развитие этнополитологии как науки
Тишков В.А., Шабаев Ю.П. - Этнополитология - политические функции этничности. Учебник для...
Психология участников межэтнических конфликтов
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Методы этнополитологии
Тишков В.А., Шабаев Ю.П. - Этнополитология - политические функции этничности. Учебник для...
Полиэтничный, поликультурный и мультикультурный мир современных этносов
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Функции этнополитологии
Тишков В.А., Шабаев Ю.П. - Этнополитология - политические функции этничности. Учебник для...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий