В разные годы об эмоциональном интеллекте лидера появляется одна концепция за другой, в основе которых выделение одной или нескольких черт характера. Например, современный автор Д. Г оулман считает, что успешного лидера должно отличать владение эмоциональным интеллектом: «Эмоциональный интеллект - это умение лидеров управлять собой и отношениями с другими людьми» (Гоулман, 2008, с. 21).
Составляющие эмоционального интеллекта:
- Эмоциональное самосознание, т. е. анализ собственных эмоций;
- Умение контролировать отрицательные и положительные эмоции;
- Сопереживание, или умение прислушаться к чувствам других людей;
- Умение убеждать, вести за собой, умение строить интересную картинку будущего.
Замечено, что люди предпочитают общаться с оптимистичными лидерами. Лидеры деспотичные, обидчивые и раздражительные быстро надоедают, от них стараются уйти. Причиной ухода является переживание отрицательных эмоций членами группы и рост неудовлетворенности от межличностных отношений с таким некомфортным лидером.
Эмоциональное состояние лидера оказывает непосредственное влияние на психологическое самочувствие подчиненных. Например, в производственных структурах можно услышать фразу в начале рабочего дня: «В каком настроении сегодня шеф?». С точки зрения Д. Гоулмана, лидер на 70% определяет эмоциональный климат в группе, который затем объективируется в эффективности совместной деятельности. Установлено, что переживание беспокойства и тревоги снижают умственные способности, тогда как уместная шутка и смех стимулируют творчество, улучшают общение, делают отношения более притягательными.
С точки зрения теории эмоционального интеллекта основное предназначение лидера - в создании нужных для общения и творчества эмоций; в способности зажигать людей, вызывать в них готовность к активному действию.
Эмоциональный интеллект лидера начинается со способности регулировать свое настроение, а затем с его помощью настроение других. Люди заражаются настроением лидера, переживая похожие эмоции.
Эмоциональное воздействие лидера проявляется в следующем. Он дозированно и по адресу раздает похвалу, поощрение и награду. В ответ у подчиненных появляются положительные эмоции, которые затем придают им силы, дарят ощущение осмысленности общения и работы, раскрепощают, создают условия для реализации творческих замыслов. Таким образом, эмоционально грамотный лидер формирует эмоции людей, необходимые для жизнедеятельности группы.