Экономическая сущность рынка. Классификация рынков

Рынок — место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения. В словаре В. Даля рынок трактуется как сфера товарного обращения.

Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Рынок, в отличие от бытового значения этого слова (место, где с большей или меньшей регулярностью встречаются продавцы и покупатели определенного товара), в науке определяется как совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуг) вступают в контакт друг с другом с цепью покупки или продажи этого товара (услуги).

Есть и определение рынка как действительного пространства, на котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага (товары и услуги) и существуют способы их взаимодействия.

Многие ученые-экономисты рассматривают рынок как конкурентный механизм, управляющий движением спроси и предложения и отражающий их взаимодействие через систему цен.

В широком значении рынок—это такая организация общественного производства, при которой производители товаров ориентируются на спрос покупателей, сами решают:

  1. когда, в каком количестве и какие товары производить;
  2. как эти товары производить (из каких ресурсов и с помощью каких технологий);
  3. для какого потребителя производить.

Для нормального функционирования рынка необходимы следующие основные условия:

  1. свобода предпринимательской деятельности;
  2. конкуренция (совершенная и несовершенная);
  3. наличие различных форм собственности;
  4. свободное ценообразование;
  5. наличие необходимых структурных элементов рынка, таких как спрос, предложение, цена;
  6. развитие инфраструктуры рынка;
  7. стабильные финансовая и кредитно-денежная системы.

Наиболее полно сущность рынка .раскрыта в модели свободного рынка. Мировой экономической наукой сформулированы признаки, определяющие сущность феномена свободного рынка.

Первый признак. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из него. Это означает, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность. Сделать это можно по-разному: открыть свое дело, принять непосредственно участие в труде, нанять работников, купить акции, приобрести государственные облигации, положить деньги в банк, инвестировать их в недвижимость (землю, дом). Свободному рынку присущи любые формы собственности. Всякий человек имеет право купить нужные ему товары и услуги.

Второй признак. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов. Участник конкуренции вкладывает свои деньги, допустим, в акции не просто так, а ради увеличения дохода. Рассчитывать на это он может только в том случае, если в результате перемещения его капитала производство расширяется, а объем продажи возрастает. Это происходит, когда привлекаются дополнительные ресурсы, применяются более эффективные их комбинации, осваиваются передовые технологии.

Третий признак. Полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли и т.п. Без этого человек не в состоянии сделать правильный, наилучший для себя выбор между, скажем, покупкой дома и приобретением акций (какой максимальный доход могут принести акции).

Четвертый признак. Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара. Наличие же торговой марки ставит продавца и привилегированное, монопольное положение, а это уже не свободный рынок.

Пятый признак. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Современный рынок отличается сложной структурой. Для лучшего понимания сущности рыночных отношений ученые-экономисты предлагают следующую классификацию рынков (рис. 6.1).


В системе рыночного регулирования главную роль контролирующего механизма играет конкуренция, заставляющая производителей удовлетворять общественные потребности наилучшим образом. Механизм рыночной конкуренции принуждает производителей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик и обновлению ассортимента товаров.

Ключевые слова: Рынок
Источник: Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Материалы по теме
Роль корпорации на финансовом рынке
Питер - Корпоративные финансы.2004
Типы рынков с учетом конкуренции
Экономика, организация и управление предприятием., Н. Л. Зайцев
Рынок труда, способы его регулирования
Дейнека А.В., Управление персоналом
Рынок ценных бумаг и облигаций
Азбука валютного дилинга
Рынок и государственный менеджмент
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Барьеры, защищающие монопольный рынок
Липсиц И.В., Экономика
Ценообразование на международных рынках
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Роль денег в рыночной экономике
Финансы, денежн обращение и кредит, под ред Романовского, Врублевской
Оставить комментарий