Экономическая политика государства в переходный период в России

Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Переходная экономика выходит из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно новой основе не только создания новых институтов, но и организации принципиально новой схемы взаимодействия между государством и экономическими субъектами (агентами). В этом процессе активная роль принадлежит государству.

В переходной экономике возникают новые функции государственного регулирования:

  1.  обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, отношения работников и работодателей и т.д.);
  2. ликвидация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
  3. разработка нового хозяйственного законодательства;
  4. демонополизация и поощрение конкуренции;
  5. приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.

Государственное регулирование — одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.

Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:

  1. требованием устранения внешних факторов;
  2.  производством общественных благ;
  3. обеспечением экономики необходимым количеством денег;
  4. осуществлением целенаправленного процесса реформирования административно-командной экономики. Перечисленные выше проблемы определяют цели государственного регулирования в переходной экономике (рис. 20.2).


В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:

  1. административное регулирование (за счет использования лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, а также других форм);
  2.  правовое регулирование (на основе гражданского и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм и правил).
  3. прямое экономическое регулирование (через различные формы безвозмездного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий);
  4. косвенное экономическое регулирование (использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики и др.) (рис. 20.3).


На микроуровне регулирующее воздействие государства осуществляется посредством:

  1. налогов (НДС, налогов на доходы, акцизов и др.);
  2. дотаций (выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной);
  3. фиксированных цен, устанавливаемых государством (выше или ниже равновесных) на отдельные товары или их группы.

Происходят институциональные преобразования (создание основ рыночной экономики). Под институциональными преобразованиеми понимают изменения формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям относятся изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).

Институциональные преобразования выражаются в разработке законов, регулирующих деятельность экономических субъектов в условиях рыночной экономики. Рыночное законодательство должно регулировать:

  1. право собственности;
  2. договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;
  3. порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротства предприятий);
  4. поддержание конкурентной среды и др.
Темы: Государство, Экономика
Источник: Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Материалы по теме
Разнородность третьего мира
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Государственная экономическая политика
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Теории платежного баланса
А.С.Булатов, Экономика
Государственное регулирование экономики: основные понятия и определения
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Экономические средства государственного регулирования
А.С.Булатов, Экономика
Государство как основа российской экономики
Липсиц И.В., Экономика
Методы государственного регулирования экономики
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Необходимость и экономические механизмы государственного регулирования рыночной экономики
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Оставить комментарий