Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Переходная экономика выходит из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно новой основе не только создания новых институтов, но и организации принципиально новой схемы взаимодействия между государством и экономическими субъектами (агентами). В этом процессе активная роль принадлежит государству.
В переходной экономике возникают новые функции государственного регулирования:
- обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, отношения работников и работодателей и т.д.);
- ликвидация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
- разработка нового хозяйственного законодательства;
- демонополизация и поощрение конкуренции;
- приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.
Государственное регулирование — одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.
Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:
- требованием устранения внешних факторов;
- производством общественных благ;
- обеспечением экономики необходимым количеством денег;
- осуществлением целенаправленного процесса реформирования административно-командной экономики. Перечисленные выше проблемы определяют цели государственного регулирования в переходной экономике (рис. 20.2).
В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:
- административное регулирование (за счет использования лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, а также других форм);
- правовое регулирование (на основе гражданского и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм и правил).
- прямое экономическое регулирование (через различные формы безвозмездного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий);
- косвенное экономическое регулирование (использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики и др.) (рис. 20.3).
На микроуровне регулирующее воздействие государства осуществляется посредством:
- налогов (НДС, налогов на доходы, акцизов и др.);
- дотаций (выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной);
- фиксированных цен, устанавливаемых государством (выше или ниже равновесных) на отдельные товары или их группы.
Происходят институциональные преобразования (создание основ рыночной экономики). Под институциональными преобразованиеми понимают изменения формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям относятся изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).
Институциональные преобразования выражаются в разработке законов, регулирующих деятельность экономических субъектов в условиях рыночной экономики. Рыночное законодательство должно регулировать:
- право собственности;
- договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;
- порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротства предприятий);
- поддержание конкурентной среды и др.