Разнородность третьего мира

Развивающиеся страны не представляют собой однородную совокупность. Каждая из них находится на различных стадиях индустриализации, характеризуется различным уровнем и качеством образования, здравоохранения, других социальных сфер, обладает различным набором факторов производства и т.д. В последнее время дифференциация развивающихся стран усилилась. Некоторые из них совершили гигантский рывок в экономическом развитии, некоторые стали отставать еще больше.

В ходе промышленного развития выделилась группа так называемых новых индустриальных стран (НИС). К ним относят страны и территории, которые за последние 30—40 лет добились значительных успехов в индустриализации, в создании отдельных видов современных наукоемких отраслей, в расширении экспорта продукции обрабатывающей промышленности и по ряду показателей социально-экономического развития приблизились к нижнему эшелону развитых стран. Точные, международно признанные критерии отнесения к этой группе стран отсутствуют, поэтому их число по разным классификациям колеблется от 8 до 12. Наиболее часто среди НИС упоминаются Южная Корея, Сингапур, Сянган (Гонконг), Тайвань. Аргентина, Бразилия, Мексика, а также Малайзия, Индонезия, Таиланд и Филиппины.

Как правило, ятя этих стран характерны высокие темпы экономического роста, заметно превышающие показатели других стран (среднегодовые коэффициенты экономического роста обычно превышали 5—7%), ведущая роль обрабатывающей промышленности (в странах Юго-Восточной Азии акцент делался на создание трудоемких производств по выпуску массовой потребительской продукции, а в странах Латинской Америки — на развитие материало- и капиталоемких отраслей обрабатывающей и добывающей промьшменности), усиление концентрации производства и капитала, высокий уровень национальных сбережений, первостепенное внимание образованию, ставка на международную специализацию и кооперирование (доля продукции обрабатывающей промъшгленности в экспорте превышает 50%).

Говоря о развивающихся странах, нельзя не упомянуть два мировых гиганта (выделяющихся размерами территории, численностью населения и ресурсным потенциалом) — Китай и Индию. Их обычно не относят к какой-либо классификационной группе, хотя по многим формальным признакам они вполне могли бы рассматриваться как НИС. В 1998—2003 гг. темпы экономического роста в Китае не опускались ниже 7%, страна уверенно строит рыночную экономику, при этом придерживаясь социалистических идеалов. ВВП Китая и Индии (рассчитанный по паритету покупательной способности) в 2002 г. составлял, соответственно 12,0 и 5,7% мирового ВВП (второе и четвертое место). Китай и Индия производят ЭВМ, ядерные реакторы, космическую технику и другую продукцию высоких технологий. Определенной спецификой этих стран (так же как и Бразилии, Мексики, Турции, Аргентины) является дуалистичноегь (т.е. двойственность) экономики. Она проявляется в контрастности экономического и социального развития этих стран. Высокие технологии и новейшие производства соседствуют с самыми примитивными формами хозяйствования, велики территориальные и социальные диспропорции: индустриальные центры часто окружены обширными территориями с минимальным промышленным развитием; гигантские размеры имеет амплитуда доходов в обществе и т.д.

Особое положение в развивающемся мире заняли нефтедобывающие страны — экспортеры нефти. К ним, как правило, относят страны, в которых доля нефти в экспорте превышает 40% и объем ее годовых поставок превышает 1 млрд долл. Специфика их экономического развития проявляется в том, что весьма высокие показатели ВВП на душу населения (особенно в некоторых странах Персидского залива), формально ставящие их на один уровень с промышленно развитыми странами, являются результатом их доминирующего положения на мировом рынке нефти и возникающих вследствие этого доходов. Так, на долю ОПЕК (Организации стран-экспортеров нефти), объединяющей практически всех представителей развивающихся стран, обладающих более или менее значимыми запасами нефти5, приходится около 40% мировой добычи и до 60% ее мирового экспорта.

Наличие столь солидных запасов нефти — из первой десятки стран с наибольшими объемами доказанных запасов нефти (83% мировых запасов), восемь стран являются членами ОПЕК (75%)' — обусловило однобокое развитие экономики этих стран с ориентацией прежде всего на нефтедобычу. Отрасли с высоким уровнем добавленной стоимости, относимые к главным атрибутам развитого рыночного хозяйства, представлены слабо. Это даже позволило некоторым экономистам характеризовать эти государства как страны с псевдорыночной экономикой. Определенным подтверждением такой характеристики является и то, что ведущую роль в области добычи и переработки нефти и газа, производстве электроэнергии, строительстве объектов инфраструктуры в этих странах играет государственный сектор.

Наименее развитые страны (НРС). В 1971 г. международное сообщество признало наличие категории стран, которые отличает не только широкомасштабная нищета населения, но и слабость экономических, институциональных и людских ресурсов, часто усугубляемая географическим положением. ООН использует три основных критерия для отнесения той или иной страны к этой категории: низкий уровень доходов населения (в 2002 г. — ниже 800 долл. в год на душу); низкий уровень развития людских ресурсов2; низкий уровень экономической диверсификации3. Каждые три года Экономическая и социальная комиссия ООН (ЭКОСОС) обновляет перечень наименее развитых стран. Характерно, что с момента выделения этой категории стран их число постоянно увеличивается: в начале 1970-х годов их было 25, в начале 1990-х — 39, спустя десятилетие — 49. В настоящее время в них проживают более 610 млн человек (около 10,5% населения мира).

Эти страны располагаются в основном в Тропической Африке, на островах Тихого океана и Карибского бассейна. Они не располагают надлежащими возможностями для развития национальной экономики и обеспечения адекватного уровня жизни своего населения, не обладают запасами полезных ископаемых, в них, как правило, нет не только обрабатывающей, но и добывающей промышленности. Сельское хозяйство отсталое и малопродуктивное. Сохраняется сильное неравенство в распределении доходов, бедность и нужда огромного большинства населения. Их экономика также весьма уязвима для внешних потрясений или стихийных бедствий. Поэтому группа НРС образует самый слабый сегмент международного сообщества, их экономическое и социальное развитие является одной из основных проблем, стоящих перед ними самими, а также перед их партнерами по вопросам развития.

По этой проблеме был проведен ряд Конференций ООН по наименее развитым странам (1981 и 1990 гг., Париж; 2001 г., Брюссель). На этих Конференциях принимались различные документы и программы действий для наименее развитых стран (соответственно на 1980-е, 1990-е годы), содержавшие руководящие принципы для деятельности НРС на национальном уровне, которые должны были быть дополнены международными мерами по оказанию поддержки. Международное сообщество обязывалось осуществить безотлагательные и эффективные меры на основе принципа совместной ответственности и на основе укрепления партнерских отношений, остановить и обратить вспять процесс ухудшения социально-экономического положения наименее развитых стран и активизировать их рост и развитие. В частности, была принята и реализуется в рамках ООН Всемирная продовольственная программа (Россия в ней принимает активное участие), предусматривающая выделение НРС продовольствия и денежных средств.

Несмотря на крупные политические реформы, инициированные многими НРС в целях обеспечения структурного преобразования их национальной экономики, и на поддержку доноров в вопросах помощи, задолженности и торговли, в целом экономическое положение этих стран продолжало ухудшаться.

Темы: Экономика, Государство
Источник: Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Материалы по теме
Теории платежного баланса
А.С.Булатов, Экономика
Государственное регулирование экономики: основные понятия и определения
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Государственная экономическая политика
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Экономические средства государственного регулирования
А.С.Булатов, Экономика
Государство как основа российской экономики
Липсиц И.В., Экономика
Необходимость и экономические механизмы государственного регулирования рыночной экономики
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Методы государственного регулирования экономики
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Необходимость государственного регулирования экономики страны
И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Оставить комментарий