Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма ГРЭ — это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов ГРЭ. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.
Основные экономические средства государственного регулирования — это:
- регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным байнком);
- установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
- операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет — это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Нас сейчас интересует в первую очередь не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.
Введение в первые послевоенные годы в ФРГ налога на занятость — им облагалась сумма заработной платы и жалованья, выплачиваемая работодателями, — оказало сильное воздействие на структуру затрат компаний. Предприниматели оказались заинтересованными экономить на живом труде и для этого проводить модернизацию основного капитала и внедрять в производство новейшие достижения науки и техники.
В направлении стимулирования замены живого труда овеществленным и поощрения капиталовложений в новейшие отрасли действовали многочисленные налоговые реформы во всех развитых странах.
Налоги в ГРЭ играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов — не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временю или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.