Экономические средства государственного регулирования

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма ГРЭ — это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов ГРЭ. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.

Основные экономические средства государственного регулирования  — это:

  1. регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным байнком);
  2. установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
  3. операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет — это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Нас сейчас интересует в первую очередь не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

Введение в первые послевоенные годы в ФРГ налога на занятость — им облагалась сумма заработной платы и жалованья, выплачиваемая работодателями, — оказало сильное воздействие на структуру затрат компаний. Предприниматели оказались заинтересованными экономить на живом труде и для этого проводить модернизацию основного капитала и внедрять в производство новейшие достижения науки и техники.

В направлении стимулирования замены живого труда овеществленным и поощрения капиталовложений в новейшие отрасли действовали многочисленные налоговые реформы во всех развитых странах.

Налоги в ГРЭ играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов — не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временю или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Темы: Экономика, Государство
Источник: А.С.Булатов, Экономика
Материалы по теме
Экономическая политика государства в переходный период в России
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Разнородность третьего мира
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Государственное регулирование экономики: основные понятия и определения
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Теории платежного баланса
А.С.Булатов, Экономика
Государство как основа российской экономики
Липсиц И.В., Экономика
Необходимость и экономические механизмы государственного регулирования рыночной экономики
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Методы государственного регулирования экономики
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Необходимость государственного регулирования экономики страны
И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Оставить комментарий