Детоцентристская и супружеская семья

В последние десятилетия в развитии института семьи появились новые тенденции, что, в свою очередь, вызвало новые подходы к ее изучению. Об этом обычно судят на основании динамики демографических показателей — общего снижения рождаемости, увеличения удельного веса разводов и неполных семей, уменьшения числа детей в семьях и их нуклеаризации (о чем шла речь выше). Феномен, который сложнее зафиксировать, опираясь на данные статистики, – это повсеместно происходящий процесс размывания поведенческих норм в сфере брака и семьи и представлений о содержании семейных ролей.

Одна из таких тенденций — тренд к детоцентристскому типу семьи. Для него характерно возвышение роли частной жизни, чувственной стороны брака и интимности. Более или менее равноправные отношения между мужем и женой привели к осознанию необходимости планировать время рождения детей и их количество. В силу этого ограничивается репродуктивный период непродолжительным временем (в пределах 5-10 лет) и рождением одного-двух детей. Желанный ребенок превращается в объект родительской любви и стойкой привязанности. Детоцентристская семья по природе малодетна.

В нашей стране поведение родителей, мотивированное интимно-эмоциональной привязанностью к детям, получило массовое распространение со второй половины XX столетия. Даже в деревенских семьях, где в недавнем прошлом детям не уделялось особого внимания, с 60-х гг. XX в. многие родители, в том числе и те, кто сам окончил лишь начальную школу, мечтают дать своим детям максимальные возможности для образования. Дети, судя по высказываниям большинства опрошенных сельских жителей, – главный смысл семьи. В детоцентристской семье, как показывают социологические исследования, сколь бы скромным ни был ее бюджет, взыскиваются средства на покупку одежды детям, посещение ими развивающих кружков и школ, театров, концертов и т. п. Многие родители стремятся дать им образование и специальность.

Стремление заботиться о материальной и духовной стороне жизни своих детей — явление положительное. Однако гипертрофированное чувство долга, дополненное отходом от аскетической традиции, подчас приводит к противоположным результатам. Вредит как избыток нежности, так и излишняя авторитарность. Нередко родители не общаются с ребенком на равных. Они навязывают ему свое мнение, не позволяя ребенку проявить самостоятельность.

Появление детоцентристского типа семьи предопределило новую семейную стратегию — адаптацию (психологическую совместимость) супругов. Совместное проживание мужа и жены в условиях отсутствия ожиданий и однозначно закрепленных ролей требует адаптации их индивидуальных планов и поведенческих стереотипов относительно друг друга. Иначе говоря, должен возникнуть ряд тесно связанных между собой приспособительных отношений, каждое из которых в большей или меньшей степени оказывает воздействие на стабильность семьи. И действительно, судя по эмпирическим материалам (опросы, проведенные С. И. Голодом), существует семь адаптационных ниш: духовная, психологическая, сексуальная, информационная, родственная, культурная и бытовая. Эти ниши имеют подвижную иерархизированную структуру, а сдвиги в ней предопределяются стадией развития той или иной семьи.

В последнее время наблюдается зарождение еще одного типа моногамии — супружеская семья. В такого рода семье взаимоотношения определяется не родством (как в патриархальной) и не родительством (как в детоцентристской), а в большей степени отношениями между мужем и женой, т. е. родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы интересам детей. Часть социологов считают, что такая семья определяет лицо современной цивилизации.

Супружеская семья — исторически наименее стереотипизированное образование. Если иметь в виду зрелую ее стадию, то здесь открываются уникальные возможности для отхода от господства зависимых отношений и раскрытия деятельной палитры по всем структурным составляющим семейных отношений: муж — жена, родители — дети, супруги — родственники, дети — прародители. Иными словами, в границах одного семейного типа возникают разнообразные и богатые отношения между полами и между поколениями, возможности самореализации для всех.

Супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями.

Отсюда следует его институциональный характер, симметричность прав и ответственности обоих супругов. Это, кстати, и указывает на исторически недавнее происхождение данного феномена.

В самом деле, принципы, лежащие в основе супружества в современном его понимании, могли практически реализовываться лишь в результате социальных сдвигов, сопровождающихся индивидуализацией мужчин (расширение избирательности, внутренней ответственности, усиление самоконтроля) и распространением обозначенных качеств на женщин, что было бы невозможно без их экономической и гражданской эмансипации.

Темы: Семья
Источник: Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Материалы по теме
Причины и мотивы разводов
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Предупреждение и разрешение семейных конфликтов
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Взаимоотношения пожилых людей с родственниками
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Теории выбора брачного партнера
Андреева Т.В. - Семейная психология
Психологическое здоровье семьи «группы риска» как условие преодоления риска в развитии несовершеннолетних
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Подготовка молодежи к семейной жизни
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Влияние семейной среды на креативность
Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности»: Когито-Центр»;...
Межпоколенные родственные отношения в семье
Монина Г.Б., Психология семьи
Оставить комментарий