Что такое психологический механизм?

A.    Психологический механизм. - Понятие «психологический механизм» шире понятия «защитный механизм». Поэтому целесообразно начать с рассмотрения этого более общего понятия и только затем перейти к рассмотрению защитных механизмов.

Мы будем исходить из следующего рабочего определения: психологический механизм - это сравнительно устойчивая система психических действий (операций) - как внутренних, так и внешних, а чаще всего - внутренне-внешних, - использование, динамика которой приводит к определенному устойчивому психологическому результату. Именно в этом смысле можно говорить о механизмах мышления, поведения и т. п.

Для углубления и уточнения этого понятия в дальнейшем можно использовать идеи Ж. Пиаже о «схемах», как он истолковал это понятие в своей генетической психологии. Следует использовать также предложенные другими психологами представления о психических схемах (Келли и др.). Но это не наша задача в настоящей книге.

Б. Психическая энергия и психологический механизм. - Интеллектуальные, защитные и другие психологические механизмы можно считать особыми каналами реализации психической энергии личности. Когда некоторые из этих механизмов у данной личности становятся устойчивыми и повторяющимися, тогда можно уже говорить о личностно-типичных или характерных каналах расходования психической энергии. Например, уже известная нам рационализация является каналом расходования психической энергии для многих людей, если не для всех.

Такое динамично-энергетическое представление психологических механизмов может оказать нам полезную услугу в психологических исследованиях, так как при этом можно представить себе непрерывность всего хода соответствующих психических процессов (от начала и до конца) даже в том случае, когда отдельные части, отрывки процесса (например, отдельные мыслительные операции, входящие в состав процесса рационализации или интеллектуализации) осуществляются в различные отрезки времени, т. е. имеют временные разрывы, прерывистость. Такое наглядное представление различных психических каналов (путей использования психических механизмов) позволит раскрыть закономерные и устойчиво повторяющиеся процессы психики, не путаясь в хаосе поведенческих актов и феноменологических данных интроспекции.

Что касается понятия «психическая энергия», то оно пока используется нами в качестве очень полезного для систематизации эмпирических данных гипотетического конструкта. Если же, в конце концов, будет доказано его соответствие психической реальности (т. е. если психическая энергия действительно буде обнаружена и измерена - в отличие от физической энергии), то сразу же углубит понимание психологических механизмов. (Нами предложена подробно разработанная теория психической энергии, которая изложена в двух монографиях: «Психика, сознание, самосознание», Ереван, 2011; и «Власть, авторитет, лидерство», рукопись).

B.    Механизм и причина в психологии. - Механизм, - если посмотреть на него с функциональной точки зрения, - это средство осуществления каких-то целей, устойчивая цепь психических действий. Причина же - это такое явление х, которое порождает (или изменяет, приводит в движение) какое-либо другое явление - у. Последнее является следствием х.

Психический механизм (ПМ) - это, как мы уже сказали, ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных психических операций, который предназначен для получения определенного результата. Психический механизм может состоять как исключительно из внутрипсихических действий (психических операций), так и из внешних действий, речевых актов и жестов. Поэтому условно можно выделить несколько разновидностей психических механизмов: а) чисто внутренние ПМ; б) внутренне - внешние ПМ; в) теоретически можно себе представить также чисто внешние психические механизмы, внутренние компоненты которых утеряны (такие механизмы могут сохраняться, например, в ритуалах, которые люди совершают без понимания их смысла).

Психические механизмы возникают у каждой личности в процессе индивидуального психического развития, учения и выполнения выученных операций и действий. Поэтому не учение и исполнение являются механизмами психики, как считают некоторые авторы, а те особые устойчивые образования, определение которых только что было дано нами. Учение, исполнение, повторения и т. п. - это способы приобретения психических механизмов, хотя сами возможны только с помощью других психических механизмов. В процессе психического развития личности у нее формируется целая система психических механизмов.

В психической жизни человека причина вызывает процесс, который стремится к определенной цели. Но для ее достижения личности нужны психологические механизмы. Убедительным доказательством этого тезиса являются все случаи использования защитных механизмов, целью которых является, если говорить в общем виде (указывая общую цель), психологическое благополучие личности. Такая общая цель достигается с помощью таких промежуточных целей, как смягчение фрустрации и стресса и связанной с ними тревоги. Это мотив-цель или мотивирующая цель. Она может осуществляться с помощью определенных средств, в роли которых в данном случае выступают защитные механизмы личности. Последние - это психологические инструменты в руках личности, ее «Я».

Однако тот или иной психический, в том числе защитный механизм, в результате систематического использования может стать самоцелью, приобрести способность предоставления функционального удовольствия и, вследствие этого, даже потерять свою инструментальную функцию. Так бывает в том случае, когда сам механизм (например, агрессия, вытеснение, проекция и др.) в процессе своей динамики становится источником удовольствия и самоподкрепляется.

Защитные механизмы

А. Общее определение. - Защитный механизм личности - это система психических действий, целью которых является психологическая защита личности, ее «Я» и Я-концепции, различных аспектов этих сложных образований. Например, целью использования такого широко распространенного защитного механизма, как рационализация, которой мы посвящаем отдельную главу во втором томе настоящей книги, является оправдание личности (самооправдание) и сохранение самоуважения. Защитные механизмы многообразны и функционально взаимосвязаны. Иногда говорят о защитных реакциях личности, но мы считаем, что более правильно говорить о защитных механизмах. При этом мы исходим из того, что защитные процессы (т. е. процессы использования, функционирования защитных механизмов) не всегда имеют реактивный характер. Защитный механизм может быть не только реактивным, но и проактивным, особенно после того, как личностью он уже приобретен и умело используется.

В. Форма защитного механизма. - Форма всегда есть образ определенного содержания. Форма защитной реакции - это конкретное проявление в поведении того или иного механизма. Один и тот же механизм может иметь различные формы. Существуют, например, различные формы рационализации, проекции, агрессии и других механизмов. Фактически выделяемые разновидности того или иного защитного механизма являются его формами, отличаются друг от друга по своей форме.

Поэтому классифицировать следует не только защитные механизмы, но и разновидности или формы каждого из них. Причем когда мы пытаемся классифицировать разновидности защитных механизмов по их форме, то в качестве критериев следует взять их внешние признаки. Так, агрессия по своей психологической сущности остается одной и той же, но выражается в различных формах - физической, словесной, символической, образной и т. д.

В. Связь защитных механизмов с другими психическими механизмами. - Состояние фрустрации охватывает сложнейшие психические структуры личности. Кроме того, защитные механизмы и их комплексы образуются в онтогенезе путем научения. Поэтому представляет важность проблема изучения связей защитных механизмов с другими структурами и механизмами психики личности, а именно - с механизмами обучения, компенсации и сверхкомпенсации (которые не считаются защитными), с механизмами социализации (идентификации и эмпатии, принятия ролей - своих и чужих, с механизмами коммуникации и общения, речи и мышления и т. д.). Все эти связи подлежат исследованию в рамках теории психологической защиты личности и социальных групп.

Г. Немного истории. - Понятие «защита» (Abwehr) З. Фрейд впервые использовал в 1894 году. Он считал защиту «сердцевиной» психических механизмов «защитных психоневрозов». Но в последующие годы он использовал только понятие «вытеснение» (Verdrangung) и только в 1926 году вновь вернулся к первоначальному смыслу понятия «защита», считая, что его использование дает определенные преимущества. Этим словом он обозначил всю технику, которую «Я» использует во время переживания ведущих к неврозам конфликтов, а словом «вытеснение» обозначил только один способ защиты. Из всех защитных механизмов вытеснение стало известно первым, что было обусловлено специфической ориентированностью исследований Фрейда. В дальнейшем Фрейд расширил проблему защитных механизмах и круг знаний о них.

В 1936 г. Анна Фрейд выпустила теперь уже считавшуюся классической книгу «Я и защитные механизмы». Исходя из идей этой книги в последующие годы о защитных механизмах писали известные психологи Норман Камерон, Отто Феничел и другие исследователи. Постепенно в этой области появились некоторые новые подходы.

В настоящее время авторы, считающие себя психоаналитиками, в качестве теоретической основы своего подхода к защитным механизмам берут «психологию Я», наиболее полно представленную в работах А. Фрейд, О. Феничел, Г. Гартманна, Э. Криса и других. Наиболее подробно разработанный вариант психоаналитической теории «Я» представлен Гайнцем Гартманном. Интересные идеи встречаются также у других авторов.

Ключевые слова: Защита, Психика
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы и их генезис / А. А. Налчаджян, 2013
Материалы по теме
Рационализация в психологии по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет
Урунтаева Г.А., Детская психология
Понятие о симптомах и синдромах психических заболеваний. Кратко
Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :...
Мозговая организация психических процессов
Семенович А.В., Введение в нейропсихологию детского возраста
Психологические и философские концепции происхождения психических расстройств
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Сознание как высшая ступень развития психики
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Понятие о психике. Проблема биологического и социального в природе человека
...
Речь у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Оставить комментарий