Бихевиоризм: основные положения

Предмет бихевиоризма - это поведение человека - это все поступки, слова, действия, как приобретенные, так и врожденные.

Поведение с точки зрения бихевиористов - это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Это любая реакция, в том числе и сосудистая и выделение секрета железой.

С точки зрения бихевиоризма личность - это опыт, который человек приобретает в течение жизни, - это набор изучаемых моделей поведения.

Сторонники бихивеоризма рассматривают человеческое поведение с позиции формирования его под влиянием внешнего окружения. Они считают, что поведение человека формирует его окружение (социальная среда), а не внутренние структуры и процессы, происходящие внутри человека.

На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Павловым было описано то, что в современной психологии называется классическим или Павловским научением. Это научение по ассоциации, при котором организм устанавливает связи между разными стимулами. При таком научении нейтральный стимул (звонок) сигнализирующий о безусловном стимуле, вызывает реакцию предшествующую безусловному стимулу (слюну). Безусловный стимул - это стимул, который автоматически, естественным образом вызывает реакцию без ее специальной выработки. Безусловные рефлексы - это врожденные рефлексы, например, безусловный раздражитель пища вызывает безусловный реакцию - слюноотделение. При сочетании безусловного стимула (пищи) с изначально нейтральным стимулом (звонком) у животного вырабатывается условный рефлекс, в данном случае слюноотделение в ответ на звонок.

Во многом под влиянием работ Павлова Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R). Уотсон полагал, что простая схема S - R вполне пригодна для описания наблюдаемого поведения. Задача психологии - по стимулам предугадывать реакции, по реакциям определять на какие стимулы они возникли. Люди, как сказал Уотсон, - продукт их опыта и их поведение может управляться полностью, при помощи управления их окружающей средой.

Основная задача бихевиоризма с точки зрения Уотсона - наблюдение за поведением человека с целью:

  • в каждом данном случае при данном стимуле (ситуации) определить какая будет реакция;
  • в случае данной реакции определить, какой ситуацией она вызвана.

Основная формула бихевиоризма - R = f S.

Уотсон выделял следующие реакции в поведении:

  1. наружные или видимые приобретенные - двигательные навыки - мытье полов, игра в футбол;
  2. внутренние или скрытые приобретенные (мышечные или внешняя речь);
  3. наружные (видимые) наследственные (чихание, мигание);
  4. внутренние (скрытые) наследственные реакции (работа желез внутренней секреции, изменения в кровообращении).

Уотсон полагал, что число врожденных реакций, необходимых для приспособления организма не велико, поэтому поведение человека является результатом обучения. Навыки и обучение - главная проблема бихевиоризма.

Навык - индивидуально приобретенное или заученное действие. Процесс приобретения навыков и научение в бихевиоризме трактуется механистически.

Ключевые слова: Бихевиоризм
Источник: Мельник С.Н., Психология личности
Материалы по теме
Социально когнитивная теория Бандуры
Мельник С.Н., Психология личности
Бихевиоризм
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Субъективный бихевиоризм
Абдурахманов Р.А., История психологии
Социальный бихевиоризм Дж. Мида
Абдурахманов Р.А., История психологии
Бихевиоризм и развитие личности
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Бихевиористская теория Дж. Уотсона
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Общая характеристика бихевиоризма
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий