Заемные финансовые ресурсы предприятия

Потребность в привлечении заемных средств может возникнуть в результате отклонений в нормальном ходе кругооборота средств по независящим от предприятия причинам: необязательности партнеров, чрезвычайных обстоятельств и т. д.; в ходе проведения реконструкции и технического перевооружения производства; из-за отсутствия достаточного стартового капитала; из-за наличия сезонности в производстве, заготовках, переработке, снабжении и сбыте продукции и по другим причинам.

Вопрос о том, как финансировать те или иные активы предприятия — за счет краткосрочного или долгосрочного заемного и собственного капитала, — можно обсуждать в каждом конкретном случае. Однако предприятия часто следуют правилу, согласно которому элементы основного капитала, а также наиболее стабильная часть оборотного капитала (например, страховые запасы, часть дебиторской задолженности) должны финансироваться за счет долгосрочного капитала. Остальная часть оборотных активов, величина которых зависит от товарного потока, наоборот, финансируется за счет краткосрочного капитала.

Все источники финансирования заемного капитала попадают в две категории: финансирования путем получения кредитов (кратко-и долгосрочных) и эмиссии.

Коммерческий кредит. Коммерческий кредит оформляется векселем, его объектом является товарный капитал. Он обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления.

Особенностью коммерческого кредита является то, что ссудный капитал здесь объединен с промышленным. Цель коммерческого кредита — ускорить реализацию товаров и получение прибыли. Размеры этого кредита ограничены величиной резервных кредитов промышленных и торговых капиталов.

Предприятие может получить коммерческий кредит при выпуске товаров или создании производственного запаса у поставщиков. Для многих мелких предприятий он является важнейшим источником финансирования.

Упущенная выгода при использовании коммерческого кредита не отражается в учете, однако она может представлять собой значительную величину, если поставщик предоставляет покупателю скидку с цены при оплате сделки в более короткие сроки, чем определено в договоре. Предприятие, получающее коммерческий кредит, должно обратить внимание на проблему зависимости. Поставщик может навязать фирме невыгодные цены или товар более низкого качества, потребовать прекращения деловых контактов с конкурентами.

Банковская ссуда. Ограниченность коммерческого кредита преодолевается банковской ссудой (кредитом). Коммерческие банки наиболее часто используются предприятиями в качестве источников краткосрочных и долгосрочных источников кредитов.

При взятии у банка заемных средств предприятие заключает с ним кредитный договор, в котором определяются условия предоставления ссуды (срок кредита, условия его погашения), однако еще до заключения договора предприятие должно определить возможности погашения ссуды, т. е. оценить источники, из которых она будет погашаться. Источниками могут быть как собственные средства, имеющиеся при взятии кредита, так и вырученные от реализации продукции.

Для определения возможности предприятия рассчитаться со своими долгами применяют показатели платежеспособности, (Кп) или, иными словами, структуры капитала:

Кп = собственный капитал / весь капитал предприятия * 100%

Этот коэффициент характеризует соотношение интересов. Коэффициент, который обеспечит достаточно стабильное финансовое положение в глазах кредиторов, считается равным 60%. Различают следующие формы банковских кредитов:

  • текущие (лимитируемые) кредиты используются, когда потребность в капитале у заемщиков непостоянна (направлена на финансирование товарного запаса, запаса готовой продукции);
  • кредит по простому ссудному счету: выдается вся сумма кредита полностью. Используется для финансирования элементов основного капитала. Факторинг. Основной принцип — покупка фактор-фирмой (банком) у своего клиента-поставщика требований к его покупателям. Фактически фактор-банк покупает дебиторскую задолженность. В течение двух-трех дней он оплачивает от 70 до 80% требований в виде аванса. Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступления средств, т. е. банк фактически финансирует клиента. Факторинг обеспечивает следующие преимущества:
  • осуществляет финансирование клиента сразу же, до наступления срока платежа; >• дает 100%-ную гарантию на получение всех платежей, уменьшая финансовый риск предприятия; >• предприятие уменьшает свои расходы за счет сокращения персонала бухгалтерии, так как фактор-фирма берет на себя обязательства по ведению дебиторского учета; >• фактор-фирмы (банки) могут регулярно информировать своих клиентов о платежеспособности покупателей, так как банки связаны между собой и через компьютерную систему могут круглосуточно получать сбытовую и финансовую информацию покупателей. Стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов:
  • комиссионные, которые зависят от размера оборота и платежеспособности покупателей; колеблются от 0,5 до 2% от суммы счетов;
  • обычная рыночная процентная ставка для кредитов, поскольку банк выплачивает клиенту деньги раньше, чем покупатель оплачивает свои счета.

Инвестиционный налоговый кредит. Под инвестиционным налоговым кредитом понимается отсрочка налогового платежа, которая предоставляется малым и приватизированным предприятиям (Закон от 20 декабря 1991 г. № 2071-1 «О налоговом инвестиционном кредите») для финансирования замены оборудования, проведения НИОКР, защиты окружающей среды, автоматизации производства, создания рабочих мест для инвалидов и др. При этом сумма льготы не может превышать 50% всей суммы налога на прибыль (льгота = = 10%-ная скидка с платежа) за календарный год. Срок погашения — пять лет, но начало погашения — через два года после предоставления льготы.

Ипотечный кредит. Получив в начале операции определенную сумму, заемщик затем выплачивает ее равными, обычно ежемесячными, взносами. К концу срока долг должен быть оплачен. Срок ипотеки может достигать 30 лет. Как гарантия возврата кредита составляется закладная на имущество предприятия-заемщика.

Лизинг. Это косвенная форма финансирования деятельности (долгосрочная аренда движимого и недвижимого имущества) применяется в случае, когда предприятие не желает приобретать данный вид основных средств или не имеет финансовых возможностей сделать это. По окончании срока аренды право собственности на имущество переходит к арендатору.

Известны две формы лизинга — операционный и финансовый. Они различаются целевыми установками субъектов лизинговой операции (лизингодатель, поставщик оборудования, лизингополучатель), объемом их обязанностей, сроком использования имущества.

Лизинговые операции выгодны всем участникам. Арендатор получает возможность обновить свою материально-техническую базу, не отвлекая из оборота финансовые средства.

Франчайзинг. Эта операция по существу не является операцией прямого финансирования предприятия. Это выдача компанией лицензии (франшизы) на производство или продажу товаров или услуг под фирменной маркой данной компании и/или по ее технологии. Однако здесь обеспечивается финансирование косвенное, за счет сокращения рынка и др. По контракту оговариваются период изучения, форма платежа, территория действия лицензии.

Процентные свопы. Своп (обмен) представляет собой договор между двумя субъектами по обмену обязательствами или активами с целью улучшения их структуры, снижения рисков и издержек. Наиболее распространенные свопы — процентные и валютные.

Суть процентного свопа заключается в том, что стороны перечисляют друг другу разницу процентных ставок от оговоренной суммы, называемой основной. Это происходит при объединении нескольких кредитов с разными процентными ставками платежа для уменьшения расходов по каждому из них.

Международные источники. Необходимые ресурсы для организации международной экономической деятельности можно получить с помощью международных валютно-кредитных организаций, крупных банков, фондовых бирж.

Основными способами получения иностранных долгосрочных инвестиций являются: прямое валютное инвестирование, создание совместных предприятий, эмиссия евроакций и еврооблигаций, открытие кредитной линии, процентные и валютные свопы, опционы.

Страхование. Позволяет не только обеспечить предприятие необходимыми оборотными средствами, но и в определенной мере уменьшить риск финансово-хозяйственной деятельности. В финансовых операциях риск учитывается в норме дохода — чем выше степень риска, тем выше норма дохода.

В частности, выдавая ссуду под процент, можно приобрести страховой полис на выданную сумму, а процент за пользование ссудой можно установить таким образом, чтобы обеспечить гарантированный равный доход в любом случае, когда должник платежеспособен или нет.

Форвардные и фьючерсные контракты. Иными словами, это — соглашения о купле-продаже товара или финансового инструмента с поставкой и расчетом в будущем. Этот вид краткосрочного финансирования предполагает уплату процента за использование средств в качестве гарантии исполнения соглашения. Обычно он составляет 18—20% суммы контракта.

Операции РЕПО. Представляют собой договор об обратном выкупе ценных бумаг. Договором предусматривается два противоположных обязательства для его участников — обязательство продажи и обязательство покупки.

Прямая операция РЕПО предусматривает, что одна из сторон продает другой пакет ценных бумаг с обязательством купить его обратно по заранее оговоренной цене.

Существует также обратная операция РЕПО. Обратная покупка осуществляется по цене, превышающей первоначальную цену. Разница между ценами, отражающая доходность операции, как правило, выражается в процентах годовых и называется ставкой РЕПО.

Назначение прямой операции РЕПО — привлечь необходимые финансовые ресурсы. В определенном смысле договор РЕПО может рассматриваться как выдача кредита под залог.

Рациональная заемная политика может дать предприятию неожиданный для большинства руководителей и бухгалтеров «эффект финансового рычага», который обеспечивает дополнительное приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.

Это значит, что предприятие, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность примерно 2/з экономической рентабельности. Предприятие же, использующее кредит, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственных средств в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки. Но надо помнить, что этот эффект возникает из-за расхождения между экономической рентабельностью и ценой заемных средств, а следовательно, предприятие должно наработать такую экономическую рентабельность, чтобы как минимум хватило средств для уплаты процентов за кредит.

Ключевые слова: Предприятие
Источник: Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Материалы по теме
Стратегическое планирование на предприятии
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Расходы предприятия
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Принципы и основные этапы разработки инвестиционной стратегии
Н.И. ЛАХМЕТКИНА, ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Формирование системы планирования финансовых ресурсов предприятия
Управление финансовыми ресурсами / И. Л. Бланк. М.: Издательство «Омега-JI» : ООО «Ольга»,...
Способы финансирования деятельности предприятия
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Оценка платежеспособности предприятия
Финансовый менеджмент : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н.И. Берзона и ТВ. Тепловой...
Фирма (предприятие) в системе экономических отношений
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Функции и механизм управления денежным потоками
Бланк И.А. - Управление денежными потоками (Библиотека финансового менеджера)
Оставить комментарий