Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства продукции на предприятии

Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.

Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм;

  • увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);
  • увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
  • развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты);
  • развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.

Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:

  • увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;
  • применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;
  • одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного;
  • развития комбинирования взаимосвязанных производств;
  • диверсификации производства.

С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации — интенсивный, т. е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.

Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.

Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля одного, двух, трех, четырех и т. д. предприятий в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли; доля одного, двух и т. д. предприятий на рынке продаж. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.

Ключевые слова: Предприятие, Производство
Источник: И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Материалы по теме
Структура производственного предприятия
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Элементы производственной структуры предприятия
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Производственная структура предприятия, принципы построения и ее развития
Карпей Т.В. - Экономика, организация и планирование промышленного производства. Изд. 4-е -...
Управление запасами на предприятии
...
Производственный и финансовый цикл предприятия
Финансовый бизнес-план
Технико-производственная база предприятия
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Основные черты производственного предприятия
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Классификация и группировка производственных затрат
Ю.А. Соколов., Формирование себестоимости продукции в бухгалтерском и налоговом учетах, 2005...
Оставить комментарий