Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман)

Назначение. Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.

Инструкция. Перед вами 14 утверждений, касающихся ваших жизненных стремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, б, в, г, д, е, ж, з), проставив напротив каждой строчки одну из следующих оценок каждого утверждения:

  • «+» — согласен с этим,
  • «=» — когда как,
  • «-» — нет, не согласен,
  • «?» — не знаю.

Старайтесь отвечать быстро, не задумывайтесь долго над ответами, отвечайте на вопросы последовательно, от 1а до 14з. На всю работу у вас должно уйти не более 20 минут.

Опросник
1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:

  • а) «Время — деньги». Нужно стремиться их больше зарабатывать.
  • б) «Главное — здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы.
  • в) Свободное время нужно проводить с друзьями.
  • г) Свободное время надо отдавать семье.
  • д) Нужно делать добро, даже если это дорого обходится.
  • е) Нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем.
  • ж) Нужно приобретать больше знаний, чтобы понять причины и сущность того, что происходит вокруг.
  • з) нужно стремиться открыть что-то новое, создать, изобрести.

2. В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам:

  • а) Работа — это вынужденная жизненная необходимость.
  • б) Главное — не допускать конфликтов.
  • в) Нужно стремиться обеспечить себя спокойными, удобными условиями.
  • г) Нужно активно стремится к служебному продвижению
  • д) Главное — завоевать авторитет и признание.
  • е) Нужно постоянно совершенствоваться в своем деле.
  • ж) В своей работе всегда надо найти интересное, что может увлечь.
  • з) Нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других.

3. Среди моих дел в свободное время большое место занимают следующие дела:

  • а) Текущие, домашние.
  • б) Отдых, развлечения.
  • в) Встречи с друзьями.
  • г) Общественные дела.
  • д) Занятия с детьми.
  • е) Учеба, чтение необходимой для работы литературы.
  • ж) Хобби.
  • з) Подрабатывание денег.

4. Среди моих рабочих дел много места занимают:

  • а) Деловое общение (переговоры, выступления, обсуждения и т.д.).
  • б) Личное общение (на темы, не связанные с работой).
  • в) Общественная работа.
  • г) Учеба, получение новой информации, повышение квалификации.
  • д) Работа творческого характера.
  • е) Работа, непосредственно влияющая на заработок (сдельная, дополнительная).
  • ж) Работа, связанная с ответственностью перед другими.
  • з) Свободное время, перекуры, отдых.

5. Если бы мне добавили выходной день, я бы скорее всего потратил его на то, чтобы:

  • а) Заниматься текущими домашними делами.
  • б) Отдыхать.
  • в) Развлекаться.
  • г) Заниматься общественной работой.
  • д) Заниматься учебой, получением новых знаний.
  • е) Заниматься творческой работой.
  • ж) Делать дело, в котором чувствуешь ответственность перед другими.
  • з) Делать дело, дающее возможность заработать.

6. Если бы у меня была возможность по-своему планировать рабочий день, я бы стал скорее всего заниматься:

  • а) Тем, что составляет мои основные обязанности.
  • б) Общением с людьми по делам (переговоры, обсуждения).
  • в) Личным общением (разговорами, не связанными с работой).
  • г) Общественной работой.
  • д) Учебой, получением новых знаний, повышением квалификации.
  • е) Творческой работой.
  • ж) Работой, в которой чувствуешь пользу и ответственность.
  • з) Работой, за которую можно больше получить.

7. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:

  • а) Где что можно купить, как хорошо провести время.
  • б) Про общих знакомых.
  • в) О том, что вижу и слышу вокруг.
  • г) Как добиться успеха в жизни.
  • д) О работе.
  • е) О своих увлечениях
  • ж) О своих успехах и планах.
  • з) О жизни, книгах, кинофильмах, политике.

8. Моя работа дает мне прежде всего:

  • а) достаточные материальные средства для жизни.
  • б) общение с людьми, дружеские отношения.
  • в) авторитет и уважение окружающих.
  • г) интересные встречи и беседы.
  • д) удовлетворение от работы.
  • е) чувство своей полезности.
  • ж) возможность повышать свой профессиональный уровень.
  • з) возможность служебного продвижения.

9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:

  • а) Уютно, хорошие развлечения.
  • б) Можно обсудить волнующие тебя рабочие темы.
  • в) Тебя уважают, считают авторитетом.
  • г) Можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи.
  • д) Можно приобрести новых друзей.
  • е) Бывают известные заслуженные люди.
  • ж) Все связаны общим делом.
  • з) Можно проявить и развить свои способности.

10. Я хотел бы на работе быть рядом с такими людьми:

  • а) С которыми можно поговорить на разные темы.
  • б) Которым мог бы передавать свой опыт и знания.
  • в) С которыми можно больше заработать.
  • г) Которые имеют авторитет и вес на работе.
  • д) Которые могут научить чему-нибудь полезному.
  • е) Которые заставляют тебя становиться активнее на работе.
  • ж) Которые имеют много знаний и интересных идей.
  • з) Которые готовы поддержать тебя в разных ситуациях.

11. К настоящему времени я имею в достаточной степени:

  • а) Материальное благополучие.
  • б) Возможность интересно развлекаться.
  • в) Хорошие условия жизни.
  • г) Хорошую семью.
  • д) Достаточно возможностей интересно проводить время в обществе.
  • е) Уважение, признание и благодарность других.
  • ж) Чувство полезности для других.
  • з) Создание чего-то ценного, полезного.

12. Я думаю, что имею в своей работе в достаточной степени:

  • а) Хорошую зарплату, другие материальные блага.
  • б) Хорошие условия для работы.
  • в) Хороший коллектив, дружеские взаимоотношения.
  • г) Определенные творческие достижения.
  • д) Хорошую должность.
  • е) Самостоятельность и независимость.
  • ж) Авторитет и уважение коллег.
  • з) Достаточно высокий профессиональный уровень.

13. Больше всего мне нравится, когда:

  • а) Не нужно думать о насущных заботах.
  • б) Есть комфортное, приятное окружение.
  • в) Кругом оживление, веселая суета.
  • г) Предстоит провести время в веселом обществе.
  • д) Испытываю чувство соревнования, поиска.
  • е) Испытываю чувство активного напряжения и ответственности.
  • ж) Погружен в свою работу.
  • з) Включен в совместную работу с другими.

14. Когда меня постигает неудача, не получается то, что я хочу:

  • а) Теряюсь, злюсь на себя.
  • б) Стараюсь переключиться на что-нибудь приятное.
  • в) Злюсь на то, что мне помешало.
  • г) Стараюсь оставаться спокойным.
  • д) Пережидаю, когда пройдет первая реакция, и спокойно анализирую, что произошло.
  • е) Стараюсь понять, в чем я сам был виноват.
  • ж) Стараюсь понять причины неудачи и поправить положение.

Обработка и интерпретация результатов
Ответы испытуемого переводятся в баллы: «+» — 2 балла, «=» — 1 балл, «-» или «?» — 0 баллов. Баллы суммируются по следующим шкалам: жизнеобеспечение (Ж), комфорт (К), социальный статус (С), общение (О), общая активность (Д), творческая активность (ДР), социальная полезность (Од). Если опрашиваемый набирает наиболее высокие баллы по шкалам Д, ДР и ОД , то у него выражен «рабочий» мотивационный профиль личности, если наиболее высокие баллы по шкалам Ж, К, С, О ( или в равной степени с другими шкалами), то у него выражен «общежитейский» мотивационный профиль личности.

Ключ
Жизнеобеспечение — ответы : 1а,б; 2а, 3а, 4е, 5а, 6з, 8а, 10д, 11а, 12а. Комфорт — ответы : 1е; 2г; 7в,г; 8в,з; 9в,г,е; 10г; 11д; 12д,е. Общение — ответы : 1в; 2д; 3в; 4б,в; 7б,з; 8б,г; 9д,з; 10а; 11г; 12в.

Сумма всех баллов по этим шкалам характеризует общежитейскую направленность личности. Общая активность (Д) — ответы : 1г,з; 4а,г; 5з; 6а,б,г; 7д; 9б; 10в; 12з.

Творческая активность (ДР) — ответы: 1ж,з; 2е,ж; 3ж; 4д; 5д,е; 6е; 7е,ж; 8д,ж; 10ж; 11з; 12г. Социальная полезность (Од) — ответы : 1д; 2з; 3г,д; 4в,ж; 5г,ж; 6ж; 8е; 9ж; 10б,е; 11е,ж; 12ж. Суммы баллов по этим шкалам характеризует «рабочую» направленность личности.

Материалы по теме
Методика «Мотивация аффилиации» в модификации М. Ш. Магомед-Эминова.
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Методика мотивации к успеху (Т. Элерс)
...
Мотивация поведения человека и личности
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса)
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Мотивация и эффективность труда
Сербиновский Б.Ю., Управление персоналом
Методика "Эффективность лидерства" (Р.С. Немов)
Урбанович А. А. Психология управления
О разработке проективных методик
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Комментарии
Аватар пользователя Гость
Роман

5 бальная оценка в оригинале (++-3 балла). Здесь ошибка, т.к. представлена 4 бальная.

Оставить комментарий