Разновидности общения

Общение как социальное явление охватывает все сферы бытия и деятельности людей. Можно охарактеризовать разные его параметры, а именно: состав участников, продолжительность отношений, степень опосредованности, завершенность, желательность и т.п.

В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, личностно-групповое, межгрупповое общение.

Межличностное общение характерно для первичных групп, в которых все члены поддерживают непосредственные контакты и общаются друг с другом. Особенности общения определяются содержанием и целями деятельности, которые реализует группа.

Личностно-групповое общение имеет место тогда, когда одну из сторон общения представляет личность, а другую — группа. Таково общение учителя с классом, руководителя с коллективом подчиненных, оратора с аудиторией.

Межгрупповое общение предусматривает участие в этом процессе двух общностей, каждая из которых отстаивает свою позицию, стремится к достижению своих целей, или же обе группы стараются достичь согласия относительно определенного вопроса, достичь консенсуса.

В случае острых противоречий в обсуждаемом вопросе внутри группы может возникнуть конфликт. В общении каждая личность возникает как выразитель коллективного интереса, активно его отстаивает, выбирая для этого способы, которые отражают коллективную позицию.

Общение может проявляться как взаимодействие сторон, между которыми устанавливается коммуникативная связь, когда собеседники непосредственно воспринимают друг друга, устанавливают контакты и используют для этой цели все имеющиеся способы. Такое общение характеризуется как непосредственное.

В непосредственном общении функционирует много каналов обратной связи, информирующих собеседников о степени эффективности общения.

Опосредованное общение — это коммуникация, в которую включено промежуточное звено — третье лицо, технический способ или материальная вещь. Опосредование может быть организовано телефоном как способом связи, написанным текстом (письмом), адресованным другому человеку, или посредником. Мера опосредованности в общении может быть разной, в зависимости от способов достижения этой цели.

Существенное влияние на характер общения оказывает время, в течение которого продолжается процесс, регламент.

Регламент — это своеобразный катализатор содержания и способов общения. Он создает ситуацию, когда необходимо высказываться, чтобы "словам было тесно, а мыслям просторно".

Кратковременное общение возникает из ситуационных потребностей и деятельности или взаимодействия и ограничивается решениями локальных коммуникативных заданий. Такими разновидностями общения являются консультация по определенному конкретному вопросу, обмен впечатлениями по поводу актуальных событий и т.п.

Продолжительное общение — это взаимодействие в пределах одной или нескольких тем, обмен развернутой информацией относительно содержания предмета общения. Продолжительность коммуникативных связей определяется целями общения, потребностями взаимодействия и характером информации, которой оперируют собеседники.

Общение принято считать завершенным, когда полностью исчерпано содержание темы, причем его участники однозначно оценивают результаты взаимодействия как исчерпывающие.

При незавершенном общении содержание темы разговора остается нераскрытым до конца и не отвечает ожиданиям сторон. Незавершенным общение может быть по объективным причинам, когда между собеседниками возникают пространственные проблемы (участники удалены друг от друга) или проблемы способов связи и других необходимых условий для поддержания контактов. Субъективными причинами являются запрет, нежелание коммуникантов продолжать общение, осознание необходимости его прекратить. В зависимости от ситуации, характера и целей общения оно классифицируется и по другим критериями.

Источник: 
Максименко С.Д., Общая психология
Темы: