Положения (стандарты) бухгалтерского учета

Как уже отмечалось, к тому же уровню нормативного регулирования бухгалтерского учета, что и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, относятся положения (стандарты) бухгалтерского учета.

По состоянию на 1 июня 2002 года действуют 15 положений по бухгалтерскому учету:
1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н (далее ПБУ 1/98). В ПБУ 1/98 изложены требования по формированию учетной политики организации, порядок ее утверждения, а также порядок внесения изменений в учетную политику. Кроме того, в ПБУ 1/98 сформулированы основные принципы бухгалтерского учета — требования и допущения. В данном ПБУ указаны вопросы, которые обязательно должны быть раскрыты в учетной политике организации, независимо от ее организационно-правовой формы, сферы деятельности и объема производства и реализации.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное приказом Минфина от 20 декабря 1994 г. №167 (далее — ПБУ 2/94). ПБУ 2/94 является самым старым из действующих стандартов. Как следует из названия ПБУ, оно носит ярко выраженный отраслевой характер: регулирует отдельные вопросы организации бухгалтерского учета в строительных организациях. Отдельные разделы и пункты Положения устанавливают требования по организации бухгалтерского учета в организациях, являющихся участниками договора строительного подряда, — заказчиками строительства и подрядными строительными организациями, порядок осуществления расчетов за выполненные строительно-монтажные работы, порядок определения доходов и финансового результата по договорам на строительство.

В настоящее время в Министерстве финансов идет работа над новой редакцией ПБУ 2.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н (далее — ПБУ 3/2000). Данный стандарт применяется теми организациями, которые осуществляют расчеты в иностранной валюте. В Положении дано определение курсовых разниц, установлен порядок их учета. Кроме того, однозначно определены даты осуществления отдельных операций, что необходимо для определения курсовых разниц. Следует различать понятия «курсовые разницы» и «суммовые разницы». Те и другие возникают в том случае, когда стоимость активов или обязательств выражена в иностранной валюте. Для возникновения курсовых разниц необходимо, чтобы расчеты проводились в валюте. Суммовые разницы возникают тогда, когда расчеты производятся в рублях. В этом же ПБУ устанавливается порядок пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли, правила учета активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами Российской Федерации, а также порядок формирования учетной и отчетной информации об операциях в иностранной валюте. В отдельном приложении приведен перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте (банковские и кассовые операции, признание доходов и расходов, формирование финансового результата и т.п.).

4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н (далее — ПБУ 4/99). В нем установлен состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ее составлению.

В частности, Положением определены: содержание бухгалтерского баланса, содержание отчета о прибылях и убытках, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, правила оценки статей бухгалтерского баланса, примерный состав информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, правила составления и представления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартальной и месячной). Кроме того, отдельным разделом ПБУ установлена обязательность представления в составе бухгалтерской отчетности итоговой части аудиторского заключения (в отношении тех организаций, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательному аудиту).

Помимо ПБУ 4/99 требования по составу информации, обязательной к раскрытию в бухгалтерской отчетности, пояснениях к ней или в информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, содержатся в ряде других Положений по бухгалтерскому учету.

На основании ПБУ 4/99 Минфин регулярно разрабатывает методические рекомендации или указания по составлению бухгалтерской отчетности, которые действуют в течение одного года или нескольких лет.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н (далее — ПБУ 5/01).

ПБУ 5/01 устанавливает порядок оценки материально-производственных запасов в зависимости от источников их поступления (приобретение за плату, изготовление силами организации, внесение в качестве вклада в уставный капитал и т.п.), методы оценки материалов при их списании в производство, состав информации о состоянии материальных запасов, подлежащей отражению в отчетности. Кроме учета материалов и готовой продукции в организациях всех сфер деятельности ПБУ 5/01 регулирует порядок оценки, оприходования и списания товаров в организациях торговли и общественного питания.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина от 30 марта г. № 26н (далее — ПБУ 6/01). Как уже отмечалось, действие данного ПБУ приостановлено до внесения соответствующих изменений в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и другие документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. ПБУ 6/01 устанавливает подходы к оценке объектов основных средств в зависимости от источников их поступления в организацию, способы и порядок начисления амортизации, порядок отражения в учете операций по восстановлению основных средств (реконструкции, модернизации и ремонта), порядок отражения в учете выбытия основных средств, а также операций по их переоценке. Применяя положения ПБУ следует учитывать то, что для целей налогообложения (в соответствии с требованиями налогового законодательства) учет основных средств, и особенно амортизации, имеет особенности, существенно отличающиеся от бухгалтерского учета. Это обуславливает необходимость организации и ведения налогового учета, параллельного бухгалтерскому.

7. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина от 25 ноября 1998 г. № 56н (далее — ПБУ 7/98). Положение применяется исключительно для целей бухгалтерской отчетности и только при наличии соответствующих условий событий после даты составления бухгалтерской отчетности. В ПБУ 7/98 сформулировано понятие «события после отчетной даты», приводятся перечень таких событий и методология оценки их последствий. Отдельно регулируется бухгалтерский учет последствий событий, подтверждающих существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность, и событий, свидетельствующих о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность. Примерный перечень обеих групп событий после отчетной даты приведен приложении к ПБУ 7/98.

В связи с тем, что налоговые последствия положений ПБУ 7/98 пока не определены, применение данного стандарта в настоящее время является весьма ограниченным.

8. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное приказом Минфина от 28 ноября 2001 г. № 96н (далее — ПБУ 8/01). Данное Положение также применяется при составлении бухгалтерской отчетности. Условными фактами являются такие виды деятельности, которые могут либо произойти, либо нет, но результаты этих фактов весьма существенны для того, чтобы пользователь отчетности мог составить представление о финансовом состоянии организации. В ПБУ 8/01 приведены примерный перечень подобных фактов и методика их оценки, а также порядок раскрытия информации о последствиях условных фактов в бухгалтерской отчетности организации. Примерная оценка вероятности последствий условного факта хозяйственной деятельности приведена в приложении к ПБУ 8/01.

Так же и в случае с ПБУ 7/01, широкое применение ПБУ 8/01 существенно затруднено в связи с тем, что не определены налоговые последствия применения норм стандарта.

9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ утвержденное приказом Минфина от. 6 мая г. № 32н (далее — ПБУ 9/99). Положение регулирует порядок определения выручки от продаж (реализации) продукции, работ или услуг, формирования прибыли и учета внереализационных доходов. Устанавливаются условия, при которых поступившие суммы (или суммы, подлежащие получению) могут быть отнесены к доходам организации. Приводится также перечень поступлений денежных средств и иного имущества, которое не учитывается в составе доходов. ПБУ 9/99 установлено, что все доходы организации делятся на две большие группы — поступления от обычных видов деятельности и прочие поступления. Прочие поступления в свою очередь подразделяются на операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы. Приведены определения и примерный перечень доходов от обычных видов деятельности, операционных, прочих и чрезвычайных доходов. ПБУ 9/99 применяется организациями при учете выручки от реализации продукции, работ или услуг, а также при формировании финансовых результатов по основной деятельности организации и по прочим видам деятельности (не относящимся к основным или обычным).

10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № ЗЗн (далее — ПБУ 10/99). В настоящее время этот стандарт является единственным, для которого отсутствует аналог в международных стандартах финансовой отчетности. ПБУ 10/99 регулирует порядок признания и общие правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности расходов организации, относимых на увеличение себестоимости продукции (работ, услуг) и принимаемых к уменьшению валовой прибыли организации. Приводится перечень случаев выбытия активов, которые не отражаются в составе расходов организации (в частности, выбытие денежных средств и иного имущества в связи с приобретением внеоборотных активов, передаче имущества в уставные капиталы других хозяйственных обществ и товариществ и т.п.). же как и ПБУ 9/99, ПБУ установлено, что все расходы организации делятся на две большие группы: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Прочие расходы в свою очередь подразделяются на операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы. В ПБУ 10/99 приведены определение расходов организации, примерный перечень расходов по обычным видам деятельности, операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов. Приведен также перечень условий, когда расходы могут быть признаны в бухгалтерском учете, — это имеет существенное значение для правильного формирования себестоимости продукции, работ или услуг.

ПБУ 10/99 — основной нормативный документ, который используется при разработке отраслевых и ведомственных нормативных актов, устанавливающих общий порядок и особенности формирования себестоимости продукции (работ, услуг).

При учете расходов организации следует иметь в виду, что требования нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, и требования налогового законодательства по организации налогового учета существенно различаются.

11. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное приказом Минфина от 13 января 2000 г. № 5н (далее — ПБУ действия Положения весьма ограничена — оно применяется только акционерными обществами для формирования бухгалтерской отчетности при условии, что среди акционеров имеются так называемые аффилированные лица (лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность). К числу таких лиц относятся, например, физические лица или организации, владеющие более чем 20 процентами акций акционерного общества. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой акционерным обществом для внутренних целей (включая внутреннюю бухгалтерскую отчетность), отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями и для иных специальных целей.

12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина от 27 января 2000 г. № 11 н (далее — ПБУ 12/2000). Данное Положение также применяется далеко не всеми организациями. Положение распространяется на организацию при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности. ПБУ 12/2000 не применяют при формировании отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составлении отчетной информации для иных специальных целей.

Таким образом, требования ПБУ 12/2000 обязательны к применению организациями, осуществляющими нескольких видов деятельности (выпускающими несколько видов продукции, выполняющими несколько видов работ, оказывающими несколько видов услуг либо занимающимися одновременно выпуском продукции и выполнением работ или оказанием услуг) или имеющими структурные подразделения в различных регионах. В первом случае речь идет об операционных сегментах, во втором — о географических.

Положение определяет порядок выделения информации по отчетным сегментам, порядок формирования показателей, раскрываемых в информации по отчетному сегменту, а также способ представления и состав информации по отчетным сегментам (в частности, какой из сегментов — операционный или географический — следует считать главным в зависимости от тех или иных условий).

ПБУ 12/2000 используется для целей бухгалтерской отчетности, а также для анализа данных о финансовых показателях деятельности различных операционных и географических сегментов.

13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина от 16 октября 2000 г. № 92н (далее — ПБУ 13/2000). Данное Положение применяют организации, получающие государственную помощь или средства бюджетного финансирования под выполнение определенного заказа (выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг). ПБУ 13/2000 определяет порядок признания полученных средств суммами государственной помощи, а также устанавливает схему бухгалтерского учета поступления и использования бюджетных средств. При этом следует помнить, что суммы, не использованные или использованные не по назначению, включаются в состав валовой и налогооблагаемой прибыли организации. Положением отдельно регулируется учет бюджетных средств, бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи. Отдельным разделом установлен состав информации, обязательной к представлению в бухгалтерской отчетности организациями, получающими государственную.

Помимо учета средств государственной помощи (прежде всего, бюджетных средств) отдельные положения ПБУ 13/2000 могут использоваться при организации и ведении учета сумм, поступивших в порядке целевого финансирования отдельных мероприятий или программ.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н (далее ПБУ 14/2000). Положение регулирует порядок оценки, учета и списания такого вида внеоборотного имущества организации, как нематериальные активы. В Положении приводится перечень объектов нематериальных активов, а также затрат, которые не могут быть включены в состав объектов нематериальных активов. Установлено несколько обязательных условий, когда имущество может быть принято к учету как отдельный объект нематериальных активов. Все условия должны выполняться одновременно. Отдельный раздел ПБУ 14/2000 посвящен методам оценки объектов нематериальных активов (определения их первоначальной стоимости). как и в отношении основных средств и материально-производственных запасов, методы оценки различаются в зависимости от источников поступления нематериальных активов в организацию (приобретение, создание собственными силами, внесение в качестве вклада в уставный капитал и т.д.).

В ПБУ 14/2000 установлен перечень способов начисления амортизации, причем этот перечень шире, чем аналогичный перечень, установленный Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

Особой разновидностью объектов нематериальных активов является деловая репутация организации. Особенности организации бухгалтерского учета подобных активов также регламентируют отдельный раздел ПБУ 14/2000.

Здесь же определены требования к составу и порядку раскрытия в бухгалтерском учете информации, связанной с поступлением, движением и выбытием объектов нематериальных активов.

Требования налогового законодательства по налоговому учету нематериальных активов отличаются от требований нормативных документов бухгалтерского учета по данному виду имущества. Это касается порядка начисления амортизации.

15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н (далее — ПБУ 15/01). Положение устанавливает общеметодологические подходы к учету заемных средств и расходов, связанных с их привлечением. В частности, установлен порядок учета задолженности по полученным займам, кредитам, выданным заемным обязательствам, состав и порядок признания затрат по займам и кредитам, а также состав и порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности. ПБУ 15/01 устанавливает различные схемы для бухгалтерского учета долгосрочных кредитов и займов (привлекаемых, как правило, для приобретения объектов основных средств, объектов нематериальных активов и иных внеоборотных активов, а также для пополнения недостатка оборотных средств) и краткосрочных заемных средств (привлекаемых для приобретения материально-производственных запасов и удовлетворения краткосрочной потребности организации в денежных средствах). Также отдельно регулируется отражение в бухгалтерском учете привлечения заемных средств, осуществленного посредством выпуска и продажи ценных бумаг (облигаций, векселей и т.п.).

Положение не применяется к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа.

Источник: 
Теория бухгалтерского учета, Захарьин В.Р. Учебник
Темы: