Система управленческого контроля за деятельностью подразделений

Пол общей системой контроля на предприятии понимают коммуникационную сеть управленческого учета, с помощью которой обеспечиваются соответствие решений, принятых на предприятии, с реализацией их на практике и основа правильных действий в будущем.

Внутренний управленческий контроль содержит методы и способы, которые помогают управлению, планированию и контролю за хозяйственной деятельностью предприятия, подразделений и внутри них. Примером может служить бюджетирование и составление отчетов, нормативный метод учета затрат.

Внутренний управленческий контроль сосредоточивает внимание на структурных единицах предприятия: отделах, службах, цехах, участках, бригадах, называемых центрами ответственности. Поскольку у каждого центра ответственности имеются свои цели, то для их осуществления они вырабатывают свою стратегию. Иногда такую процедуру управления называют стратегическим санированием. Но по существу стратегическое планирование не входит в систему внутреннего управленческого контроля, так как стратегия вырабатывается предприятием и достаточно стабильна по причине редкого появления дополнительных, новых возможностей или трудностей в достижении целей. Поэтому внутренний управленческий контроль в большей мере представляет собой процесс, с помощью которого управленцы оказывают влияние на работников для действительного выполнения организационной стратегии.

На управленческий контроль воздействуют факторы окружающей среды, существо организации, правила, направления и процедуры по управлению деятельностью членов трудового коллектива, культура организации.

Существо организации — это люди, работающие совместно для достижения одной или нескольких целей. Имеются две системы контроля за существом организации: механического и сметного контроля.

Механическая система контроля действует чаще всего в текущий период и заключается в регулярной проверке работы подчиненных и регулировании на основе фактических результатов, полученный после проведения работы.

Система сметного контроля использует элементы механического контроля и обратной связи. Она неразрывно связана с планированием, поэтому применяется как в текущий период, гак и в долгосрочной перспективе.

Обе системы контроля организуются по-разному в зависимости от типа управления: с обратной или прямой связью. Обратная связь предусматривает «ход и выход. Пол «входом понимаются ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, под «выходам — товары, услуги и затраты на их проведение. Такая связь включает контроль путем сопоставления фактических данных с плановыми, корректировку плановых данных в случаях выявления отклонений, например, при контроле за затратами (рис, 7.2).

В данной системе фактические показатели сравнивают со сметными (стандартными) и корректируют в целях приведения в соответствие сметных показателей с будущими результатами.

Управление с прямой связью предусматривает оценку ожидаемого уровня объема производства и затрат и сопоставление с плановыми показателями. При выявлении отклонений предпринимают определенные действия для того» чтобы свести отклонения к минимуму. Основная цель — предупредить ошибки и решить поставленные задачи в будущем.

При управлении с прямой связью первостепенное значение имеют сметы. Сметы составляют, ориентируясь на желаемые результаты в будущем. В них вносят коррективы при принятии альтернативных решений до тех пор, пока смета не будет отражать планируемые результаты.

Элементами системы внутреннего управленческого контроля является управление как с обратной связью, так и с прямой.

Правила, направления и процедуры по управлению деятельностью организации вырабатываются каждым предприятием и существуют физически (охранные устройства, компьютерные пароли и др.), записаны в инструкциях, стандартах, в виде устных указаний начальников и др.
Действенность системы управленческого контроля определяется культурой организации со своими нормами поведения, традициями, отношениями с общественными организациями.

Характер системы внутреннего контроля зависит от внешней среды. Заказчики, поставщики, конкуренты, общество, государственные органы и другие внешние стороны постоянно вступают во взаимоотношения с предприятием и влияют не только на информационную систему, ориентированную на внешних пользователей, но и на построение системы внутреннего контроля.

Ежедневный контроль осуществляет руководитель низшего звена управления. Для этого ему необходима детализированная, аналитическая информация, которая формируется в управленческом учете по центрам ответственности.

Источник: 
Карпова Т.П. - Управленческий учет 2004