Факторы групповой динамики

Параметрический подход к динамике группового развития, предложенный Л. И. Уманским, определяет следующую схему:
в центре континуума располагается группа-конгломерат, т. е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей, а на полюсах — "коллектив" и "антиколлектив".

Развитие группы к полюсу "коллектива" сопряжено с прохождением группой двух качественно новых стадий — кооперации и автономизации. При этом между группой-кооперацией и и группой-конгломератом возможны и такие стадии развития, как "номинальная группа" и "группа-ассоциация".

Известна также двухфакторная модель Б. Такмена. Он описывает динамику развития группы, исходя из условий, в которых она формируется, выделяя две сферы групповой активности:
деловую (решение групповой задачи);
межличностную (развитие групповой структуры).

Предполагается, что в каждой из этих сфер группа проходит по четыре стадии своего развития. В сфере межличностной активности:
(1) стадию "проверки и зависимости" (оценка каждым членом группы характера действий других членов и поиски взаимоприемлемого поведения в группе);
(2) стадию "внутреннего конфликта" (при нарушении взаимодействия членов группы);
(3) стадию "развития групповой сплоченности" (постепенная гармонизация отношений, угасание межличностных конфликтов);
(4) стадию "функционально-ролевой соотнесенности" (образование ролевой структуры группы как своеобразного резонатора, посредством которого и проигрывается решение групповых задач).

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет:
(1) стадию "ориентировки в задаче" (поиск членами группы оптимального способа решения общей задачи);
(2) стадию "эмоционального ответа на определенные требования" (противодействие членов фуппы общим требованиям, предъявляемым им вследствие несовпадения личных намерений и предписаний);
(3) стадию "открытого обмена релевантными интерпретациями" (этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации);
(4) стадию "принятия решений" (конструктивные попытки решить общую задачу).

И. Ялом и К. Хек выделяют следующие фазы развития группы:
I фаза — у нее несколько названий: ориентации и зависимости, неуверенности,
адаптации, пассивного напряжения.
К. Роджерс описывал эту фазу как период "кружения на месте", замешательства, смущения, фасадного общения, отказа от личностного самовыражения.
II фаза тоже имеет несколько названий: развития сплоченности и сотрудничества, структурирования группы в борьбе с внешними помехами, конструктивности,
активной работы.
Ш фаза — фаза целенаправленной деятельности.

Такая характеристика фаз развития группы более приемлема, на наш взгляд, для психокоррекционных групп, т. е. тех групп, где решаются задачи коррекции социальных отношений и психических состояний личности.

Источник: 
Руденский Е.В., Социальная психология
Темы: