Массовые явления в больших группах

Одним из распространенных массовых явлений в больших группах являются слухи. Слухи — форма искаженной информации о значимом объекте, муссирующейся в больших группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности. Социально-психологические закономерности их возникновения и распространения являются общими:

  • Слухи возникают в связи с важными для людей событиями или значимыми для них социальными объектами. Информация о незначимом или значимом только для узкого круга людей обычно широко не распространяется.
  • Слухи возникают в условиях неопределенности, когда информация совсем отсутствует, или явно недостаточна, или является противоречивой и тем самым порождает неопределенность.
  • Важным условием, способствующим зарождению и распространению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общности. Нестабильность, особенно резко меняющиеся условия, порождает массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенность в своем будущем или будущем своих детей.

Благоприятным фактором порождения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, какой-то сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек стремится передать ее другим людям — это очень благоприятная почва для зарождения слухов. Слухи выполняют некоторые важные функции:

  • слухи, с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой — стимулируют эту потребность;
  • слухи в значительной степени снимают неопределенность, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;
  • социальный опыт человека показывает, что нередко слухи возникают вокруг событий, которые отсрочено могут состояться, хотя и не в том варианте, который составлял их содержание; в этом реализуется функция предвосхищения социальных событий, что помогает человеку что-то предусмотреть, внести коррективы либо в свои представления, в отношения к социальным явлениям, либо в реальное поведение.
Ключевые слова: Группа
Источник: Горбунова М.Ю., Социальная психология
Материалы по теме
Инновации в группе
Яголковский С.Р., Психология креативности и инноваций, 2007
Групповые процессы
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Исследования групподинамических процессов в сетевых сообществах
Психология Интернет-коммуникации : учеб. пособие / Е. П. Белинская. — М. : МПСУ ; Воронеж :...
Модели развития групп
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Групповая психотерапия ПТСР
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Развитие малой группы
Марковская И.М., Основы социально-психологических знаний
Неформальные молодежные группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Групповой психотерапевт
Александров А.А., Современная психотерапия
Оставить комментарий