В современной литературе субъективность исследуется в самых различных аспектах. С точки зрения И. А. Ильяевой, человеческая субъективность — это:
- во-первых, психический духовный мир человека, который находит концентрированное выражение в самосознании своего "я", рождающегося в общении с другими "я";
- во-вторых, язык, речь и другие знаковые системы, возникающие из потребности в общении;
- в-третьих, самореализация, самоутверждение человека в различных видах деятельности, необходимым условием которой является общение;
- в-четвертых, самоутверждение человека в другом человеке, т. е. в общении.
Становление и развитие человеческой субъективности представляет собой сложный, диалектически противоречивый процесс, протекающий в исторических модификациях социальных общностей.
Человеческая субъективность — результат не только культуры общения в социальных общностях, но и самообщения индивидуального субъекта.
Свойства субъективности (духовный мир человека и осознание им своего "я", умение говорить и использовать знаковые системы для общения, вступать в человеческое общение) представляют собой, как отмечает И. А. Ильяева, человеческую сущность первого порядка, которая проявляется в субъект-субъектном отношении как человеческий фактор, организующий всякую деятельность.
Качества человеческой субъективности являются основой для развития более глубокой человеческой сущности, сущности второго порядка — его личности — и сущности третьего порядка — его индивидуальности.