Педагогика средних веков

Педагогика средних веков (XIV—XVI вв.), как и Древней Греции, характеризуется не созданием самостоятельных педагогических теорий, а использованием компонентов философских систем или проектов организации общества. Педагогические воззрения народов мира в эпоху средневековья находились под сильным влиянием религии. В Европе господствовало христианство, в Азии — ислам и буддизм. Все взгляды на воспитание развивались исключительно в рамках религиозной идеологии.

Начетничество, зубрежка, схоластика, обучение не на родном, а на латинском языке — все это привело в конечном итоге к стремлению человеческой мысли освободиться от религиозных догматов. Не случайно в период средневековья появился интерес к самому человеку и его повседневной деятельности. Характерные для эпохи разложения феодального и зарождения капиталистического общества отношения отразились и на педагогических воззрениях.

В различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень и др.) выдвигались идеи всестороннего и гармоничного развития духовных и физических сил человека, наблюдался отказ от религиозного в пользу светского образования, стремление использовать культурное наследие античного мира и достижения бурно развивавшейся в тот период науки.

Анализируя педагогику средних веков, можно сказать, что нам с вами нечего взять из опыта средневековой школы, а вот поучиться у известных гуманистов эпохи Возрождения их отношению к человеку и культурному наследию прошлого не помешало бы. Согласны?

В целом все, что было достигнуто в области педагогической мысли в Древнем мире и в средние века, привело постепенно к появлению теории образования и обучения — дидактике (от гр. dldere — «учу» и didaktos — «поучительный»), которая занимается обоснованием учебных планов и программ, принципами, методами и организационными формами обучения, дидактическими средствами обучения, т. е. всем, что относится к учебному процессу.

Ключевые слова: Средневековье, Образование
Источник: Басова Н.В., Педагогика и практическая психология
Материалы по теме
Ибн Хальдун и его политические идеи
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Смена образовательной парадигмы
Безрукова В.С., Педагогика
Философия Августина Аврелия
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Основные требования, предъявляемые к диссертации
...
Профессиональное образование и труд
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Понятие «образовательная технология»
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Культура и режиссура современного занятия в вузе
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Свойства современного образования
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий