Определение воображения, его виды

Воображение — это познавательный психический процесс, заключающийся в преобразовании представлений памяти в субъективно новые образы. Образы фантазии формируются с участием других познавательных процессов. В то же время воображение, благодаря своей роли в целеполагании, обусловливает их протекание.

Чем сложнее предмет, тем в большей степени в его восприятии участвует воображение. Восприятие произведений изобразительного или музыкального искусства без воображения практически невозможно. Взаимосвязь воображения и мышления хорошо проявляется в проблемной ситуации. После анализа условий и требований творческой задачи, как мы уже отмечали, выдвигается гипотеза — она всегда возникает на основе целостного (нового!) образа ситуации. Проверяется же гипотеза прежде всего средствами логического мышления. Но вот гипотеза не подтвердилась. Снова активизируется воображение, появляется новое предположение и т.д. — до тех пор, пока очередная гипотеза не будет признана соответствующей условиям и требованиям задачи. Воображение особенно активно участвует в познавательном процессе тогда, когда степень неопределенности ситуации велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат». Формирование образов воображения соотносится с понятием «мысленное конструирование».

Виды воображение различаются на пассивные и активные. Непреднамеренное пассивное воображение включается при ослабленной активности сознания, во сне, в полудремотном состоянии, при расстройствах сознания. Хороший пример — галлюцинации. Преднамеренные формы пассивного воображения называют грезами. Это недейственные проявления фантазии, это создание образов, замыслов, программ, которые заведомо не будут воплощены в жизнь. Все люди время от времени грезят о чем-то заманчивом и привлекательном. Но если человек слишком подвластен грезам, то он «создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни».

Активное воображение бывает воссоздающим и творческим. Первое проявляется в формировании субъективно новых образов по историческим описаниям, художественным текстам, географическим материалам, житейским диалогам и т.д. Ученик, слушающий рассказ учителя на уроке, приобретает знания о странах, в которых он никогда не был, о давно ушедших эпохах и событиях, о литературных героях. Следователь по показаниям очевидцев и другим данным воссоздает картину преступления, рабочий по двум проекциям чертежа быстро строит объемный образ детали. Все это примеры, относящиеся к воссоздающему воображению.

Просмотр телевизионной экранизации литературного произведения в каком-то отношении всегда полезен. Но если иметь в виду развитие воображения, то такой просмотр полезнее после чтения произведения, ибо в этом случае предоставляется интересная возможность сопоставить результаты собственного воссоздающего воображения с версией авторов экранизации.

В творческом воображении субъективная новизна образа выше, чем в воссоздающем. Нередко эта новизна становится вместе с тем и объективной, в том смысле, что образ означает новизну для группы людей, для некоторого сообщества, для человечества. Таковыми оказываются образы, опредмеченные в произведениях искусства, изобретениях, научных теориях. С психологической же точки зрения важна именно новизна образа для субъекта. Тут и разрешение проблемной ситуации школьником, детское изобразительное, техническое, музыкальное творчество.

Ключевые слова: Воображение
Источник: Штейнмец А.Э., Общая психология
Материалы по теме
Социологическое воображение: теория вопроса
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Развитие воображения в дошкольном возрасте
Урунтаева Г.А., Детская психология
Особенности развития воображения младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Физиологическая основа воображения
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Рекламный образ
Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:...
Индивидуальные особенности воображения
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Воображение и творческая деятельность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Развитие воображения у детей
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Оставить комментарий