Основные понятия педагогики

Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики была и остается проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Эта проблема является общегуманитарной, ее рассматривают философия, социология, возрастная и педагогическая психология и др. Педагогика, изучающая процесс передачи и усвоения социально-исторического и культурного опыта, не может обойтись без представлений о этого процесса, понимания динамики их личностного развития и влияния на личность различных социальных факторов. Поэтому педагогический аспект проблемы личности заключается в выявлении и изучении наиболее эффективных условий для полноценного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Авторы различных концепций обучения и воспитания определяли структуру, содержание педагогического процесса и основные понятия педагогики, опираясь на ту или иную психологическую теорию личности. В центре изучения проблемы личности, как правило, находится поиск соотношения природных (биологических, генетических) и социальных факторов, влияющих на ее развитие PI формирование.

Представители тех психологических направлений, которые подчеркивают ведущую роль биологических факторов, считают, что поведение человека детерминируется присущими ему природными потребностями, влечениями, инстинктами, которые, вступая в противоречие с требованиями общества, подавляются или замещаются. Представители социологических подходов считают, что человек рождается как биологическое существо, но в процессе своей жизни постепенно социализируется под влиянием на него тех социальных групп, с которыми он общается.

Для современного этапа развития отечественной педагогики характерно рассмотрение личности как целостного явления, сложного, взаимообусловленного влияния природных и социальных факторов, по-разному проявляющихся в онтогенезе.

Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. В первую очередь, это творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми, т.е. личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.

В определении сущности развития и развития личности, в частности, также существуют различные подходы. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс-регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения (Л.И. Анциферова). То есть развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят и количественные изменения, и качественные преобразования.

Движущими силами такого процесса развития выступают возникающие противоречия развития, которые разрешаются в ходе воспитания и обучения. К таким противоречиям, по мнению ВА Крутецкого, относятся противоречия между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения, возросшими возможностями и ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности, растущими социальными требованиями и наличным уровнем развития личности.

Эти противоречия возникают в течение всего онтогенеза, но имеют специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Основные понятия педагогики тесно связаны с такими терминами, как социализация, воспитание и обучение. Педагогика изучает возможности личностного развития и пути его оптимизации в образовательном процессе.

Образование
Образование — это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, определенный уровень интеллектуального и эмоционального развития, формирование мировоззрения и познавательных интересов. Образование является процессом, структура которого характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие.

Содержание образования представляет собой комплекс специальным образом отобранных, социально значимых и необходимых знаний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формирования личности и эффективного включения ее в жизнь общества.

Система образования имеет следующие основные звенья: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров.

Как социально обусловленная система, образование имеет следующие основные элементы в своей структуре: учебно-воспитательные учреждения, социальные общности (педагоги и обучающиеся), учебный процесс как вид деятельности. Эти элементы, их состав и взаимодействие определяют построение педагогического процесса.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Воспитание
В широком социальном смысле воспитание включает в себя воздействие на личность общества в целом (т.е. воспитание отождествляется с социализацией), а в узком смысле воспитание - это целенаправленная деятельность, нацеленная на формирование у воспитанников определенных качеств личности, взглядов и убеждений.

Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения множества наук и комплексной научной категорией. В современной науке используются различные подходы к классификации воспитания: по содержанию (нравственное, трудовое, физическое и т.д.); по институциональному принципу (семейное, дошкольное, школьное и т.п.); по доминирующим принципам и стилю отношения воспитателя и воспитуемых (авторитарное, свободное, демократическое).

Психологический механизм воспитания можно представить следующим образом: включение человека в систему отношений институтов воспитания; приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта; интериоризация этого опыта, т.е. преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности; экстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания и т.д.).

Основные понятия современной педагогики исходят из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов — индивидуальных (конкретные люди), групповых (микрогруппы и коллективы) и условно социальных институтов воспитания. Между тем центральными фигурами в процессе воспитания остаются воспитатель и воспитуемый. Воспитание для воспитателя — это творческий процесс, требующий постоянных поисков новых методов и приемов, работы над собой, уважения и интереса к детям, знания их возможностей, желаний, потребностей.

Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой обмен между его участниками информацией, типами и способами деятельности, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный характер. Поэтому воспитуемый выступает как активный субъект этого процесса, обладающий своим жизненным опытом и мировоззренческими ценностями.

Обучение
Обучение, как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.

Цели обучения и воспитания — это система требований общества к формированию таких качеств личности, которые позволили бы ей самостоятельно включиться в нужные обществу социальную деятельность и социальные отношения. Это также планируемый обществом (этносом, нацией, социальной группой) эталон личности, он задается системе обучения и воспитания в виде социального заказа и определяет развитие социальных институтов формирования личности (школ, различных учебно-воспитательных учреждений, средств массовой информации и др.).

Цели обучения и воспитания выполняют и роль критерия эффективности учебно-воспитательной системы, так как реальные результаты ее функционирования — сформированная личность — сравниваются с эталоном и по расхождению реальных результатов с заданным, планируемым эталоном общество судит о действенности обучения и воспитания. При большом расхождении реальных результатов с социальным заказом общество корректирует систему обучения и воспитания, внося в нее изменения. Например, в настоящее время наряду с государственной общеобразовательной школой возникли новые различные типы учебных заведений: лицеи, колледжи и т.д., так как старая общеобразовательная школа перестала справляться с новым социальным заказом.

Цели обучения и воспитания можно охарактеризовать и как движущие силы развития психолого-педагогических наук и практики образования. В том случае, когда реальный результат учебно-воспитательного процесса не соответствует эталону, психолого-педагогические науки и практика ищут пути и средства повышения эффективности и качества функционирования образовательного процесса.

Цели обучения и воспитания — это внешний по отношению к системе обучения и воспитания компонент, их задает общество, которое определяет эффективность функционирования этой системы.

Если педагогически интерпретированный социальный заказ адекватен педагогическим средствам его выполнения (содержанию, методам и формам организации образовательного процесса), то он выступает в роли критерия эффективности, способа отбора и поиска оптимальных средств, позволяет определить функции школы и других социальных институтов, формирующих личность в целостной социальной системе обучения и воспитания.

Педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность — это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования. Традиционно основными видами педагогической деятельности, которые осуществляются в целостном педагогическом процессе, являются обучение и воспитание. Обучение, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, обычно имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важным критерием эффективности обучения является достижение учебной цели. Воспитательная работа также осуществляется в рамках любой организационной формы, но не преследует прямого достижения цели, так как эта цель не достижима в ограниченные временными рамками сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важным критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях и поведении.

В структуре педагогической деятельности можно выделить три взаимосвязанных компонента (Н.В. Кузьмина).

Конструктивная деятельность—конструктивно-содержательная (отбор и сочетание учебного материала, планирование и построение педагогического процесса); конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность—выполнение системыдействий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность — установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественных организаций, родителями.

Педагогический процесс
Педагогический процесс — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе эта смена является результатом педагогического взаимодействия, которое в отличие от другого взаимодействия представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении и деятельности.

Важнейшей характеристикой педагогического процесса является его целостность, которая может быть рассмотрена с позиций системного подхода, позволяющего увидеть всю педагогическую систему (Ю.К. Бабанский).

Гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность — синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий участвующих в нем субъектов.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Обычно выделяют два компонента педагогического процесса—это содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические — формы, методы, приемы).

Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, нацеленное па решение развивающих и образовательных задач. Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель.

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи, которая позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. Поэтому в структуре педагогической деятельности необходимо выделять и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя за счет самообразования и самовоспитания. А. Дистервег писал, что учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием.

Педагогическое взаимодействие
Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента — педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию обратной связи т.п. Ответные реакции воспитанников также многообразны: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания или безразличие, поступки и т.п.

Педагогическое взаимодействие включает в себя педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником, который проявляет свою активность в ответном влиянии на педагога и на самого себя. Понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем «педагогическое воздействие», так как оно является следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю.К. Бабанский).

Принято различать следующие виды педагогических взаимодействий: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми и сверстниками); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе.

Эффект педагогического воздействия зависит от содержания и способов самого воздействия, а также от динамических особенностей обучаемого (задатки способностей, индивидуально-типологические свойства нервной системы, конституциональные особенности и т.п.).

Педагогическая технология
Педагогическая технология (или технология образования) фиксирует целесообразные и оптимальные этапы и способы достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология — это последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и форм педагогического процесса.

Педагогическая задача
Педагогическая задача — основная единица педагогического процесса. Педагогическая задача — это ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Она должна удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Педагогическая задача — это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство — они являются задачами социального управления и их решение предполагает прохождение следующих этапов: анализ ситуации и постановка педагогической задачи; проектирование вариантов решения и выбор оптимального для данных условий; осуществление плана решения задачи на практике, включая организацию взаимодействия, регулирование и корректирование педагогического процесса; анализ результатов решения.

Источник: 
Григорович Л.А., Педагогика и психология