Система педагогических наук

В настоящее время педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук.  Современная система педагогических наук включает в себя круг самостоятельных наук:

1. История педагогики – изучающая развитие педагогических идей и идей воспитания в различные исторические эпохи.
2. Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспи­тания, образования и обучения. Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела: теоретические основы, дидактику (теорию обучения), основы воспитания, школоведение (система управления школой и деятельность органов управления образованием);

К общепедагогическим наукам относятся:

  • возрастная педагогика,  изучающая особенности воспитания человека на разных возрастных этапах;
  • специальная педагогика,  разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии;
  • социальная педагогика,  осуществляющая разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых;
  • исправительно-трудовая педагогика,  содержащая теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления;
  • этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания;
  • лечебная педагогика,  разрабатывающая систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов, контактирующих с больными школьниками.

К функциональным наукам относятся:

  • профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда;
  • отраслевая (производственная) педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, медицинской, юридической, культурно-образовательной и др.);
  • педагогика повышения квалификации и переквалификации специалистов;
  • предметные методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений и помогают учителю в подготовке и проведении уроков.

Отдельно выделяем сравнительную педагогику, которая занимается сравнительным анализом педагогических систем в разных странах (по сравнению с отечественной).

Совокупность отраслей педагогики составляет единую систему педагогических наук. Таким образом, возникнув в недрах философии и пройдя длительный и сложный путь развития, педагогика в настоящее время представляет разветвленную систему педагогических знаний.

Темы: Наука
Источник: Луковцева А.К., Психология и педагогика
Материалы по теме
Значение психологии в советский период
Теплов Б.М., Психология
Определение психологии, ее цели и задачи
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
Монина Г.Б., Психология семьи
Предмет и структура социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
Научное и ненаучное знание. Критерии научности
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Теории эволюции
Белик А.А., Культурная (социальная) антропология
Место педагогики в системе наук
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Предмет и методы истории психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Оставить комментарий