В настоящее время педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. Современная система педагогических наук включает в себя круг самостоятельных наук:
1. История педагогики – изучающая развитие педагогических идей и идей воспитания в различные исторические эпохи.
2. Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспитания, образования и обучения. Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела: теоретические основы, дидактику (теорию обучения), основы воспитания, школоведение (система управления школой и деятельность органов управления образованием);
К общепедагогическим наукам относятся:
- возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на разных возрастных этапах;
- специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии;
- социальная педагогика, осуществляющая разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых;
- исправительно-трудовая педагогика, содержащая теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления;
- этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания;
- лечебная педагогика, разрабатывающая систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов, контактирующих с больными школьниками.
К функциональным наукам относятся:
- профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда;
- отраслевая (производственная) педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, медицинской, юридической, культурно-образовательной и др.);
- педагогика повышения квалификации и переквалификации специалистов;
- предметные методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений и помогают учителю в подготовке и проведении уроков.
Отдельно выделяем сравнительную педагогику, которая занимается сравнительным анализом педагогических систем в разных странах (по сравнению с отечественной).
Совокупность отраслей педагогики составляет единую систему педагогических наук. Таким образом, возникнув в недрах философии и пройдя длительный и сложный путь развития, педагогика в настоящее время представляет разветвленную систему педагогических знаний.