Теории обучения

На основе концептуальных подходов к проблемам образования (теории образования), теоретических разработок по проблеме учения и экспериментальных подтверждений разрабатываются теории обучения как целенаправленного процесса взаимодействия учащегося и обучающего, организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся. Обучение в той или иной форме всегда предполагает участие других людей (педагогов). В обучении основным выступает процесс учения (или усвоения), поскольку усилия педагогов обращены на целенаправленное управление именно этим первичным процессом. В психологии обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося.

На основе сенсуалистских теорий образования возникли ассоциативные теории обучения, известные еще как традиционная, «объяснительно-иллюстративная». Эту теорию обучения относят к предметно-ориентированным, поскольку в качестве предмета, цели и результата выступает освоение обучаемыми определенной суммы знаний, умений, навыков. Ученик рассматривается не как целостная личность, во внимание принимаются присущие ему отдельные психические процессы: память, восприятие, формально-логическое (эмпирическое) мышление, причем основной упор делается на память, именно поэтому традиционное обучение называется «школой памяти». Следует заметить, что данная теория настолько проста в реализации, что легко передается от одного поколения учителей к другому, несмотря на все попытки научить преподавать по-иному.

На основе бихевиористских представлений родилось программированное (технологическое) обучение. Для него требуется программа, которая путем коротких, логически связанных шагов ведет обучаемого практически без ошибок к правильному ответу. Своих первоначально заявленных целей, в частности заменить преподавателей компьютерами, основоположники программированного обучения так и не достигли, но они легли в основу прагматического направления в образовании — «школы действия». В современной психологии разработано немало методик, предполагающих активные действия, упражнения, обращение к личному опыту слушателей, включение практических рекомендаций и приемов, уменьшение объема теоретических знаний и концептуальных моделей. Широкое распространение получили тренинги. Это понятие было предложено Э. Сингером как «набор средств, с помощью которых знания, процедуры и мысли преобразуются в практические действия». Существенные дополнения внес Э. Хичкок. Они касаются:

  • планомерности в сочетании с мотивацией;
  • интенсивности обучения, демонстрации и практической работы;
  • ежедневности обучения с целью повышения эффективности.

Идеология программирования реализуется в информационных технологиях, или компьютерном обучении. Психологической основой такого обучения стала когнитивная психология, развивающая представление о работе компьютера как подобии работы мозга человека («компьютерная метафора»), а о перерабатываемой машиной информации — как знании. В отличие от бихевиоризма когнитивная психология, возникшая в США в конце 1950-х — начале 1960-х гг., видела предмет своего изучения в зависимости поведения человека от внутренних, познавательных (информационных) структур, схем или «сценариев», сквозь призму которых человек воспринимает внешний мир и действует в нем.

Компьютер соединяет возможности оперативного обмена информацией между обучающимся и компьютером, что создает иллюзию диалога, без которого обучение не происходит. В это направление вкладываются огромные деньги, и на него возлагаются большие надежды. Однако его образовательная эффективность будет определяться не технологической, а содержательной стороной. Остается открытым вопрос о том, какая концепция будет избрана в качестве основы подготовки содержания и способа взаимодействия. Существуют два подхода к пониманию роли информационный технологий в образовании. В первом случае информационные технологии рассматриваются как инструмент расширения объема информации, способов ее передачи и обработки. Это наиболее распространенная позиция в педагогической практике, где преобладают простые, хорошо освоенные преподавателями, но весьма неэффективные технологии: традиционные (характерно для российской школы) и программированные (западные школы): Во втором случае к информационным технологиям подходят как к условию формирования новых образовательный систем.

Идея проблемного обучения имеет почти столетнюю историю, но особенно большой интерес к нему как одному из вариантов «школы мышления» возник в нашей стране в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Проблемное обучение — альтернатива механистически репродуктивному программированному обучению — представляет собой способ организации активного взаимодействия субъектов образовательного процесса (обучающихся) с вероятностным, неоднозначным содержанием обучения.

Стержневым понятием является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности. Осознание невозможности разрешить ее переживается человеком как интеллектуальное затруднение и приводит к появлению потребности в новых знаниях. Ему приходится выдвигать и проверять гипотезы относительно неизвестных параметров проблемной ситуации и способов ее разрешения. Получив в процессе этого новое для себя знание.

Учащийся преобразует проблемную ситуацию в задачный вид и приступает к ее решению. Это уже задача не предложенная учителем, а его собственная, и ее решение представляет для него личностный смысл и интерес.

Операционально проблемное обучение можно определить так: это обучение, в котором реализуется принцип проблемности:

  1. в содержании учебного материала, который проектируется как система учебных проблем, отражающих противоречия науки, практики и самой учебной деятельности;
  2. в процессе его развертывания в учебной деятельности в виде диалогического общения и взаимодействия преподавателя и учащегося, а также учащихся между собой.

Косвенное управление познавательной деятельностью осуществляется с помощью проблемных и информационных вопросов, заранее заготовленных преподавателем или возникающих по ходу появления, анализа и разрешения проблемных ситуаций. Проблемные вопросы как бы направлены в будущее, указывая на существо учебной проблемы и область поиска еще неизвестного обучающимся знания, отношения, способа действия. Напомним, что вопросы, принятые в классической педагогике, обращены к прошлому знанию, известному обучающимся и необходимому им для понимания ситуации и включения в процесс ее разрешения.

При всей привлекательности идеи проблемное обучение как особый вид, а тем более тип обучения, не получило широкого распространения ни в общем, ни в профессиональном образовании. Тому, безусловно, есть свои причины. Проблемное обучение нетехнологично, требует перестройки содержания обучения, использования психологических критериев оценки результатов обучения в мыслительной деятельности учащихся. Все это предполагает более высокий уровень психолого-педагогической подготовки преподавателя. Однако исторически проблемное обучение сыграло очень важную роль в становлении новой образовательной парадигмы, поставив вопрос о целенаправленном развитии мышления в образовании, утвердив необходимость реализации принципа проблемности в содержании обучения и в его развертывании в диалогическом общении учителя и ученика.

Проблемный подход часто отождествляется с задачным подходом к проектированию содержания обучения. Однако единицей проектирования и развертывания практического содержания традиционного обучения являются задание, задача, а проблемного — учебная проблема. Задача и близкое ей по смыслу задание есть обобщенная знаковая модель множества прошлых проблемных ситуаций, в которые попадали люди в процессе теоретической и практической деятельности. В результате «очищения» от противоречий и неопределенностей, выделения необходимых и достаточных условий и способов их преобразования проблемные ситуации превращались авторами учебных программ в задачи (задания), своего рода «культурные консервы». Когда-то это был огромный шаг вперед в становлении массового образования. Не повторяя тяжкий путь поиска истины в вероятностном (проблемном) мире, можно за относительно короткое время обучения овладеть практическими умениями и навыками (стоящей за ними теорией), необходимыми для жизни и профессиональной деятельности. Однако за этот шаг приходится платить огромную цену: учебные задачи лишены личностного смысла; их решение требует от школьников и студентов запоминания способов решения, но не развивает мышление.

Контекстное обучение, интенсивно развиваемое в сфере профессионального образования как в нашей стране, так и за рубежом, получило наименование от понятия контекста — системы внутренних (личность, ее знание и опыт) и внешних условий поведения и деятельности, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение как этой ситуации в целом, так и ее компонентам. Автор контекстного обучения А.А. Вербицкий считает, что эта теория имеет три источника: смыслообразующая категория «контекст» (предметный, социальный), теория деятельности и многообразный эмпирический опыт так называемого активного обучения.

Содержание теории контекстного обучения базируется, с одной стороны, на логике учебного процесса как «консервированного» прошлого научного знания, с другой — на логике будущей профессиональной деятельности, представленной в виде модели специалиста, в которой дано описание системы его профессиональных функций, проблем и задач. В контекстном обучении выделены три базовые формы деятельности учащегося: учебная академического типа, квазипрофессиональная, например деловая игра, и учебно-профессиональная, в которой учащийся выполняет реальные исследовательские или практические функции. В качестве промежуточных между учебной деятельностью и профессиональной выступают проблемные лекции, семинары-дискуссии, тренинги, анализ конкретных производственных ситуаций и т.п.

На основе гуманистического, экзистенциалистского подходов разрабатываются личностно ориентированные теории. В их основу положены идеи гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу и других, а также идеи развивающего обучения, прежде всего Л.С. Выготского и В. В. Давыдова. Суть данной концепции состоит в том, что целью обучения должна стать сама личность, ее потребности и возможности. В этом случае содержание образования направлено на развитие мыслительных, коммуникативных, творческих и других универсальных культурно-исторических способностей человека, а также способности к самоорганизации, на выработку умения самостоятельно находить решения профессиональных, жизненных проблем, на расширение мотивационно-ценностной сферы личности. Одна из сложностей в реализации данного подхода — необходимость субъект-субъектного взаимоотношения между преподавателем и студентом как «партнерства равных». Все остальные концепции обучения предполагают отношение к обучающемуся как к объекту воздействия.

Ключевые слова: Обучение
Источник: Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Материалы по теме
Педагогические конфликты
Стасенко В.Г., Психология общения
Суггестопедия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Методы обучения персонала вне рабочего места
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Формы обучения
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Методы и дидактические средства обучения
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Интегральное обучение
Басова Н.В., Педагогика и практическая психология
Пол и учебно-воспитательная деятельность
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Формы обучения в педагогике
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Оставить комментарий