Формы обучения

Под формой обучения следует понимать внешнюю сторону организации учебного процесса, осуществляемого по установленному порядку, в определенном режиме, отражающую характер взаимосвязи участников педагогического процесса. Формы обучения имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются с развитием образовательных систем.

Классификация форм обучения осуществляется по различным основаниям:

  • количество учащихся;
  • место учебы;
  • продолжительность учебных занятий и др.

Например, по количеству учащихся выделяют классные, групповые и индивидуальные формы обучения, по месту учебы – школьные и внешкольные.

В истории педагогики есть много примеров, когда в рамках той или иной системы обучения отдавалось предпочтение одной из форм обучения. Например, беллланкастерская в Англии, мангеймская система, система бригадного обучения в 20-х гг. XX в. в советских школах.

Традиционной считается классификация форм обучения по виду учебных занятий:

  • общеклассные (или фронтальные);
  • групповые (или бригадные);
  • индивидуальные.

Такое деление называют традиционным потому, что оно охватывает только старые, общеизвестные, традиционные формы. Но учитель на уроке может, например, организовать и работу в малых группах, и индивидуальную, скажем, для отстающего ученика. Таким образом, практика показывает, что опытный учитель сочетает разные формы обучения в зависимости от поставленной дидактической цели.

Темы: Обучение
Источник: Луковцева А.К., Психология и педагогика
Материалы по теме
Кружки качества
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Характеристика учебной деятельности младшего школьника
Абдурахманов Р.А., История психологии
Контроль в процессе обучения
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Контроль в учебном процессе
Басова Н.В., Педагогика и практическая психология
Специфические расстройства развития школьных навыков (F81)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Технология проблемного обучения
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Профессиональное обучение персонала
Шекшня С.В., Управление персоналом современной организации
Учебная деятельность
Карпов А.В., Общая психология
Оставить комментарий