Ценовые и неценовые факторы

Цена — регулирующий фактор — определяет точку встречи кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Каждый продавец должен выходить на конкурентный рынок не со своей индивидуальной ценой, а с ценой, обусловливаемой взаимодействием спроса и предложения, рыночной. Эта цена в определенной степени стабильна; она имеет свойство восстанавливаться после конъюнктурных колебаний.

Но почему кривые встречаются именно в этой точке? Какие факторы влияют на формирование совокупного спроса и совокупного предложения?

Рыночная экономика стремится к равновесному уровню под воздействием собственных, прежде всего ценовых факторов. Определяющую роль играет закон спроса и предложения, суть которого в приспособлении производства и предложения по объему и структуре к общественным потребностям, проявляющимся в виде спроса. Это закон взаимодействия предложения и спроса с ценами; закон прямой (предложение) и обратной (спрос) связи основных рыночных параметров с движением цен.

Разумеется, предложение и спрос формируются — в реальной действительности — под воздействием как ценовых, так и неценовых факторов. Совокупный спрос зависит от денежных доходов населения и уровня цен. Снижение цен равнозначно увеличению доходов, напротив, повышение цен ведет к снижению доходов и падению покупательной способности. На размеры и структуру спроса влияют также система налогообложения, возможности и условия предоставления кредита, состояние денежного обращения. Совокупный спрос формируется и под воздействием демографических процессов, географических особенностей, национальных и исторических традиций, профессиональной структуры, имущественной дифференциации населения. Столь же многообразны факторы совокупного предложения при определяющей роли цен на сырье, топливо и комплектующие, от чего зависит уровень производственных издержек и степень прибыльности.

Функционирование рыночного механизма иногда сравнивают с взаимодействием и строгим сопряжением элементов часового или другого подобного механизма. Однако это сравнение весьма условно. Рыночный механизм действует успешно, когда нет резкого колебания цен, непредвиденного и опасного воздействия внешних факторов (политических потрясений, войн, кризисов). Глубокие и непредсказуемые скачки цен приводят в замешательство рыночную экономику. Не срабатывают привычные финансовые и правовые регуляторы. Рынок не желает возвращаться в равновесное состояние или приходит в норму далеко не сразу, со значительными издержками и потерями. Во всяком случае, существует немало различий между традиционной картиной, складывающейся на агрегированном рынке, командные высоты на котором занимают равновесные цены, и «нетипичной» ситуацией, порождаемой нетрадиционным поведением кривых совокупного спроса и совокупного предложения.

Ключевые слова: Цена, Конкуренция
Источник: А.С.Булатов, Экономика
Материалы по теме
Ценовая и неценовая конкуренция
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Ценовые войны
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Равновесная цена и рынок чистой конкуренции
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Цены в условиях конкуренции
Панкрухин А.П., Маркетинг. Учебник
Ценовая дискриминация
А.С.Булатов, Экономика
Методы ценообразования
Попова Г. В. - Маркетинг (Краткий курс) - 2010
Понятие конкурентного преимущества
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Экономическое значение конкуренции
Липсиц И.В., Экономика
Оставить комментарий