Равновесная цена. Механизм рыночного равновесия

Кривая спроса и предложения показывает, какое количество товаров и услуг покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.

Взаимодействие предложения и спроса приведет к установлению рыночной цены или равновесной цены (табл. 8.1).


Когда предложение превышает спрос, образуется излишек. Покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Когда спрос превышает предложение (возникает дефицит), в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавца.

Равновесная цена — это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем является, соответственно, равновесным.

Равновесность ситуации означает ее оптимальность, эффективность, выгодность как для продавца, так и для покупателя.

В графической модели рынка экономическое равновесие достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. Так, и точке С объем предложения Qs будет равен объему спроса Qd. Благодаря этому устанавливается цена равновесия (Р2), одинаково удовлетворяющая как покупателей, так и продавцов (рис. 8.3). На изменение рыночной цены влияют:

  1. возникающий неудовлетворенный спрос — ведет к повышению цен;
  2. избыточное предложение — приводит к снижению цен до уровня равновесных.


 
Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной. В состоянии равновесия рынок сбалансированный. Это означает, что и покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесие. Любая другая цена будет способствовать стремлению и продавцов, и покупателей изменить ситуацию на рынке.

Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения:

  1. возрастание спроса на товар — кривая его двигается вправо;
  2. уменьшение спроса на товар — кривая его двигается влево;
  3. возрастание предложения на товар — кривая его двигается вправо;
  4. уменьшение предложения на товар — кривая его двигается влево.

Можно выявить влияние на равновесную цену и равновесное количество товаров, уменьшение или увеличение спроса, увеличение или уменьшение предложения. Исходя из этого формируются четыре правила взаимодействия спроса и предложения:

  1. увеличение спроса вызывает рост и равновесной цены, и равновесного количества товаров;
  2. уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров;
  3. увеличение предположения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;
  4. сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров. Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.

В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка».

Темы: Цена, Рынок
Источник: Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Материалы по теме
Формирование рыночных цен
Липсиц И.В., Экономика
Формирование цен на рынке капитала
Липсиц И.В., Экономика
Ценообразование на международных рынках
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Зависимость ценообразования от структуры рынка
П. Н. Шуляк. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Регулирующая роль государства в рыночной экономике
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 2
Маркетинговый подход к ценообразованию
Под ред. Короткова А.В., Синяевой И.М. - Управление маркетингом - 2005
Рынок труда: спрос и предложение. Заработная плата, ее виды и формы
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Рынок сталелитейной продукции
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Оставить комментарий