Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Производя продукции меньше и по более высокой цене по сравнению с условиями чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части потребительского спроса. Эта часть потенциальных покупателей была бы готова приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с цепью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, мы имеем дало с практикой ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:
— покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать;
— существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности.

Действительно, если фирма, производящая любую продукцию, которая может быть перепродана, как, например, телевизоры, холодильники, сигареты и т. п., решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется со следующей ситуацией. Снижение цены на эти товары для пенсионеров и сохранение ее на первоначальном уровне для всех остальных категорий населения приведет к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры будут их тут же продавать. К тому же такая ценовая политика может вызвать недовольство покупателей.

Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться, сюда относятся прежде всего различного рода услуги, а также авиа- и железнодорожные билеты, которые можно использовать только с предъявлением паспорта. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых также различна.

Предположим, что какая-то авиакомпания Y продавала 1 млн. авиабилетов на один и тот же маршрут по цене 500 руб. за билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой доход компании составлял 500 млн. руб. Однако в результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам была повышена заработная плата) издержки компании возросли, и цена была повышена вдвое. Вместе с тем количество проданных билетов сократилось вдвое и составило 500 тыс. шт. Несмотря на то, что общий валовой доход сохранился на уровне 500 млн. руб., существуют возможности получить дополнительный доход, привлекая пассажиров, отказавшихся от полетов из-за высокой цены, через предоставление скидок.

На рис. 6.4 графически изображена ситуация, когда рынок разделен на два отдельных рынка. Первый представлен состоятельными людьми, бизнесменами, для которых важна быстрота передвижения, а не цена билета. Спрос с их стороны поэтому относительно неэластичен. Второй рынок — это лица, для которых скорость не столь уж важна, при высоких ценах они предпочтут пользоваться железной дорогой. В обоих случаях предельные издержки авиакомпании одинаковы, различна только эластичность спроса.

Из рис. 6.4 видно, что при цене билета 1000 руб. ни один потребитель со второго рынка не воспользуется услугами авиакомпании. Однако если предоставить этой группе потребителей 50 %-ную скидку, то билеты будут проданы и доход компании увеличится на 250 млн. руб. ежемесячно.

Ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, с другой стороны, большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти, и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.

Источник: 
А.С.Булатов, Экономика